Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 июня 2017 г. N 551-
Резолютивная часть оглашена
05.06.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС, Комиссия) в составе,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "ТОЗОТ", ООО "АбсолютСпецСтрой" (далее-Заявители) на действия Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Самарской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту на прилегающей территории и в здании О МВД России по Красноярскому району по адресу: с. Красный Яр, ул. Комсомольская, 23 (извещение N 0342100015217000120, начальная (максимальная) цена контракта - 4 318 100 руб.) (далее - электронный аукцион).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалоб, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении документации об электронном аукционе.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласился, просил отказать в удовлетворении жалоб.
Выслушав доводы представителя Заказчика изучив материалы жалоб, документацию об электронном аукционе и, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Заявителя ООО "ТОЗОТ" Заказчиком установлены требования к указанию в заявках участников закупки конкретных значений компонентов товара и (или) результатов испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации: "В случае перечисления характеристик в сопровождении знака ";" означает, что участник закупки должен указать одно конкретное значение по своему выбору. Символ "," соответствует смысловому значению предлога "и". Символ ",", разделяющий требуемые параметры, а также разделяющий требуемые значения следует читать как "и", он означает, что в заявке на участие в электронном аукционе должны быть предложены одновременно все перечисленные через "," требуемые значения по всем перечисленным через "," требуемым параметрам. При одновременном использовании знаков ",",";", предлогов "и", "или", заявка должна содержать значения согласно установленным выше правилам. Символ "/" соответствует значению союза "или". Он означает, что в заявке на участие в электронном аукционе должно быть предложено только одно из перечисленных через "/" требуемых значений, кроме характеристик напряжения выключателей автоматических, характеристик разрывной силы гидроизоляционного материала, где участник закупки должен перечислить все требуемые значения.
При указании конкретного показателя по максимальному и (или) минимальному значению показателей вида "до x" или "от х", где "x" - верхнее/нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" не включены в требуемый интервал, за исключением, когда значения "х" сопровождается словом "диапазон", "температура", например: "Температурный диапазон эксплуатации от -20оС до +80оС", "Должен применяться при температуре до -10оС", кроме характеристик истинной плотности зерен песка, характеристик средней плотности зерен щебня из природного камня являющихся конкретными неизменными.
Если характеристики требуемого к использованию при выполнении работ товара описываются заказчиком с использованием слов "допускается", "может", "необходимо", "должно", "нужно", "следует", и их производных однокоренных слов, то указанные слова не должны присутствовать в заявке участника закупки в предлагаемых показателях (характеристиках) товара.
Если характеристики используемого при выполнении работ товара описываются заказчиком с использованием слов "приблизительно", "примерно", "около", то интервал значений требуемого показателя может варьироваться в диапазоне _10% от указанного заказчиком значения, при этом указанные слова не должны присутствовать в заявке участника закупки в предлагаемых показателях (характеристиках) товара.
Предоставляемые участником закупки конкретные сведения о товарах не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "менее", "более", "уже", "шире", "минимальное значение", "максимальное значение", "необходимо", "нужно", "следует", "желательно", "надлежит", "должен", "должна", "должно", "быть", в том числе с частицей "не" и допускать разночтения или двусмысленное толкование.
При перечислении требуемых характеристик, сопровождающихся знаком "_", участник закупки должен указать одно конкретное значение".
Указанные требования Инструкции по заполнению заявки аукционной документации не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянствам. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске от участия в электронном аукционе.
Заказчиком в соответствии с требованиями к применяемым товарам и материалам, используемым при выполнении работ аукционной документации, в частности требуется: "Грунтовка. Условная вязкость при (20_0,5)0С по вискозиметру В3-4, массовая доля нелетучих веществ определяется методом испытаний"; "Раствор. Содержание глинистых частиц размером менее нуля целых четыре десятых миллиметра должно быть не менее тридцати процентов и не более восьмидесяти процентов, содержание зерен крупностью св. десяти миллиметров не должно быть более пяти процентов по массе, "Гвозди строительные. Угол заострения не должен быть более 400С"" и т.д.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Согласно доводам Заявителей ООО "ТОЗОТ", ООО "АбсолютСпецСтрой" Заказчиком даны разъяснения аукционной документации, изменяющие ее суть, кроме того, не указан предмет запроса, что нарушает статьи 64, 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно запросу разъяснений положений аукционной документации: "В пункте 25 требований к материалам требуется: "Раствор. "Минимальны сто килограмм". Участник введен в заблуждение и не понимает, что Заказчик имеет ввиду. Внесите изменения".
Согласно ответу на запрос разъяснений положений аукционной документации от 26.05.2017 года в пункте 25 "Требование к товарам" допущена опечатка "Минимальны сто килограмм". Участники могут оставить фразу без изменения, это не будет являться причиной для отклонения заявок.
Согласно запросу разъяснений положений аукционной документации: "В пункте 26 требований к материалам указано: "Удельная эффективная активность естественных радионуклинов должна быть до ьеохсот семидесяти Бк/кг". Участник введен в заблуждение и не понимает что Заказчик имеет ввиду. Внесите изменения".
Согласно ответу на запрос разъяснений положений аукционной документации от 26.05.2017 года в пункте 26 "Требование к товарам" допущена опечатка.
Согласно запросу разъяснений положений аукционной документации: "В пункте 20 требований к материалам указано: "Класс средней плотности должен быть выше 1,2" Это означает, что группа подходит только "Малоэффективные" "Коэффициент теплопроводности в сухом состоянии должен быть не более нуля целых тридцати шести сотых Вт/(м·оС)". Согласно ГОСТ 530-2012 для кирпичей группы "Малоэффективные" "Коэффициент теплопроводности в сухом состоянии свыше 0,46 Вт/(м·оС)". Внесите изменение в документацию. Разъясните".
Согласно ответу на запрос разъяснений положений аукционной документации от 26.05.2017 года в пункте 20 "Требование к товарам" допущена опечатка "Класс средней плотности не должен быть выше 1,2". Участнику необходимо указать конкретные характеристики без учета опечатки в соответствии с аукционной документацией и ГОСТ 530-2012.
Аналогичные ответы даны по иным запросам разъяснений положений аукционной документации.
Кроме того, Комиссией антимонопольного органа установлено, что в ответе на запрос разъяснений N2 от 24.05.2017 года Заказчиком не указан предмет запроса.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
По мнению Заявителя, ООО "АбсолютСпецСтрой" в аукционной документации Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Кроме того, в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.06.2017 года N 0342100015217000120-1 на участие в Закупке подано 6 заявок, что свидетельствует об отсутствии перечисленных ограничений для участия в закупке.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" обоснованной.
2.Признать жалобу ООО "АбсолютСпецСтрой" частично обоснованной.
3.Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 июня 2017 г. N 551-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2017