Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 июня 2017 г. N 563-12371-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
09.06.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на проектирование и реконструкцию футбольного поля с устройством искусственного покрытия на территории стадиона "Луч" городского округа Чапаевск (извещение N 0142200001317005205, начальная (максимальная) цена контракта - 62 184 040,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на проектирование и реконструкцию футбольного поля с устройством искусственного покрытия на территории стадиона "Луч" городского округа Чапаевск (извещение N 0142200001317005205, начальная (максимальная) цена контракта - 62 184 040,00 рублей).
Согласно доводам Заявителя, аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласны, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Заявитель считает, что Заказчиком установлены нестандартные требования по позиции 45 Приложения N 1.4 к техническому заданию.
Заказчиком в позиции 45 Приложения N 1.4 к техническому заданию установлены следующие требования:
Электроды |
диаметром 4 мм Э50А, Э42, Э42А. Для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2,когда к металлу сварных швов предъявляют обычные, повышенные требования по пластичности и ударной вязкости. Механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла: временное сопротивление разрыву не более 46 кгс/мм2; |
Согласно Приложению N 1 к техническому заданию значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", не конкретизируются, за исключением употребления "," в сочетании с союзом "или" в одном предложении. В случае, если требования установлены к нескольким маркам (типам, видам, отличительным характеристикам) товара (материала), указанным через знак ", " либо союз "и", а при этом установлено требование к параметрам и характеристикам товара (материала), указанным в диапазоне значений (односторонне или двухсторонне ограниченном), то участник закупки должен предложить значение, соответствующее каждой марке (типу, виду, отличительной характеристике) товара (материала).
Из вышеизложенных требований следует, что в данном случае Заказчику необходимо все перечисленные типы электродов (Э50А, Э42, Э42А.).
Согласно таблице 1 ГОСТа 9467-75:
-----------------------------------------------------------------\ Тип | Механические свойства при нормальной |Содержание в| элект-| температуре |наплавленном| рода |---------------------------------------------| металле, % | | металла шва или |сварного соеди- | | | наплавленного металла |нения, выполнен-| | | |ного электродами| | | |диаметром менее | | | | 3 мм | | |----------------------------+----------------+------------| |Времен-|Относи- | Ударная |Времен- |Угол |серы |фос- | |ное со-|тельное | вязкость |ное со- |загиба,| |фора | |против-|удлине- | а , |против- |град. | | | |ление |ние, | н |ление | | | | |разрыву|дельта ,|кгс х м/см2|разрыву | | | | |сигма ,| 5 | |сигма , | | | | | в |% | | в | | | | |кгс/мм2| | |кгс/мм2 | | | | |---------------------------------------------+------------| | Не менее | Не более | ------+---------------------------------------------+------------| Э38 | 38 | 14 | 3 | 38 | 60 |0,040 |0,045| ------+-------+--------+-----------+--------+-------| | | Э42 | 42 | 18 | 8 | 42 | 150 | | | ------+-------+--------+-----------+--------+-------| | | Э46 | 46 | 18 | 8 | 46 | 150 | | | ------+-------+--------+-----------+--------+-------| | | Э50 | 50 | 16 | 7 | 50 | 120 | | | ------+-------+--------+-----------+--------+-------+------+-----| Э42А | 42 | 22 | 15 | 42 | 180 |0,030 |0,035| ------+-------+--------+-----------+--------+-------| | | Э46А | 46 | 22 | 14 | 46 | 180 | | | ------+-------+--------+-----------+--------+-------| | | Э50А | 50 | 20 | 13 | 50 | 150 | | | ------+-------+--------+-----------+--------+-------| | |
Исходя из требований, установленных аукционной документацией, невозможно указать временное сопротивление разрыва для типа электрода Э50А, соответствующее ГОСТу.
Таким образом, требования Заказчика противоречат ГОСТу.
На основании изложенного довод Заявителя признается обоснованным.
Заказчиком в позиции 69 Приложения N 1.4 к техническому заданию установлены следующие требования:
Горячекатаная арматурная сталь |
периодического профиля, имеющего круглые профили с двумя продольными ребрами и поперечными выступами, идущими по трех- или двух- или однозаходной винтовой линии, или периодического профиля имеющего выступы по винтовым линиям, имеющим с одной стороны профиля правый, а с другой - левый заходы. Марка стали 18Г2С; 25Г2С, класса А-III, диаметром не менее 12 мм. Теоретическая масса 1 м профиля, не менее 0,888 кг. Площадь поперечного сечения стержня не менее 1,131 см2. Предел текучести, не менее 235 Н/мм2. Испытание на изгиб в холодном состоянии, не более 180о. Временное сопротивление разрыву, не более 590Н/мм2. Модуль упругости Е, не менее 1,9 х 105 МПа. |
Согласно Приложению N 1 к техническому заданию значения показателей, сопровождающиеся союзом "или", "либо", знаками "/", ";", являющиеся однородными, определяющими многообразие вариантов, указываются путем выбора одной характеристики или одного показателя из приведенных подобным образом.
Согласно таблице 5 ГОСТа 5781-82:
------------------------------------------------------------------ Класс арматурной стали|Диаметр профиля, мм |Марка стали ----------------------+--------------------+---------------------- A-I (А240) |6 - 40 |Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп ----------------------+--------------------+---------------------- A-II (А300) |10 - 40 |Ст5сп, Ст5пс |40 - 80 |18Г2С ----------------------+--------------------+---------------------- Ac-II (Ас300) |10 - 32 |10ГТ |(36 - 40) | ----------------------+--------------------+---------------------- A-III (А400) |6 - 40 |35ГС, 25Г2С |6 - 22 |32Г2Рпс
Заказчиком установлены нестандартные требования к марки стали класса А-lll, поскольку марка стали 18Г2С относится к А-ll классу, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке значения данных показателей, которые будут соответствовать требованиям аукционной документации, но противоречить ГОСТу 5781-82.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается обоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заявитель считает, что Заказчиком установлены нестандартные единицы измерения по позициям 56, 57 в Приложении N 1.4 к техническому заданию.
Заказчиком в позициях 56, 57 Приложения N 1.4 к техническому заданию установлены следующие требования:
Кабель силовой тип 1 |
с медными жилами с броней из стальной ленты в шланге из поливинилхлорида или без, напряжением не менее 1,0 Кв, |
|
Кабель силовой тип 2 |
с медными жилами с броней из стальной ленты в шланге из поливинилхлорида или без, напряжением не менее 1,0 Кв, |
Согласно ГОСТу 31996-2012 единицей измерения номинального переменного напряжения является кВ.
В рассматриваемом случае, Заказчиком допущена очевидная техническая описка.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно доводу Заявителя Заказчик при составлении аукционной документации установил излишние требования к указанию в составе заявки участника закупки химического состава веществ и (или) компонентов товара, используемого при изготовлении товара по позиции 16 (бетон тяжелый) Приложения N 1.4 к техническому заданию, в составе заявки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указаниена товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Заказчиком в позиции 16 Приложении N1.4 к Техническому заданию установлены следующие требования:
Бетон тяжелый |
класса по прочности на сжатие В15-В20. Средняя плотность бетона более 2000 кг/м3. Должен применяться крупный заполнитель изверженных или осадочных пород, с водопоглощением не более 2,5 %. |
СП 63.13330.2012, ГОСТ 26633-2015 |
Согласно Приложению N 1 к техническому заданию показатели: изменение длины и температуры, относительное удлинение и сужение, условная вязкость, расход материалов, температура эксплуатации, фракции и их процентное содержание, стойкость, времени высыхания (схватывания, застывания, твердения), химический состав и массовые доли компонентов, циклы морозостойкости должны быть указаны в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика и нормативно-технической документации.
Таким образом, аукционная документация требует указать конкретное (единственное) значение в вышеуказанном случае (в части водопоглащения).
Согласно Приложению N 1 к техническому заданию предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "или эквивалент", "аналог", "типа", "должен (-а) быть", "теоретическая", "около", "допускается", "допускаемый", "допустимое", "не менее", "не более", "не хуже", "или", "не ниже", "не выше", "не превышает", "требуется", "необходим", "теоретическая", и производных однокоренных слов т.п., и/или допускать разночтения, двусмысленное толкование, за исключением случаев употребления этих слов и их производных в наименованиях показателей в соответствии с ГОСТ.
Таким образом, вышеуказанное исключение относится только к наименованиям показателей, указанных в соответствии с ГОСТ, а к самим значениям показателей не подлежит применению.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком не соблюдены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку исходя из требований инструкции необходимо конкретизировать (указать единственное) значение по показателю водопоглощение, которое невозможно достоверно определить на этапе подачи заявки.
Комиссия Самарского УФАС усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 июня 2017 г. N 563-12371-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017