Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 июня 2017 г. N 644-12452-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
21.06.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",жалобы ООО "Профит-плюс", ООО "Асвэл-Консалт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на строительство плавательного бассейна на территории п.г.т.Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области (извещение N 0142200001317006121, начальная (максимальная) цена контракта - 70 078 414,22 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобыООО "Профит-плюс", ООО "Асвэл-Консалт" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на строительство плавательного бассейна на территории п.г.т.Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области (извещение N 0142200001317006121) (далее - аукцион).
Согласно доводу жалоб ООО "Профит-Плюс", ООО "Асвэл-Консалт" Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к химическому составу.
В соответствии с доводами жалобы ООО "Асвэл-Консалт":
1. В аукционной документации установлены дополнительные требования к пиломатериалам (в виде норм ограничения пороков), предназначенным для специального судостроения.
2. Заказчиком установлены требования к участникам закупки без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указаниена товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Пунктом 132 Приложения N1 к Техническому заданию Заказчиком установленыследующие требования: "Портландцемент общестроительного назначения" "_"Массовая доля ангидрида серной кислоты от 1 % по массе до 4 % по массе.
Согласно пункту 156 Приложения N1 к Техническому заданию:
|
Земля растительная |
Валовое содержание: Свинца не должно быть более 130 мг/кг Кадмия не должно быть более 2 мг/кг Ртути не должно быть более 2,1 мг/кг Никеля не должно быть более 80 мг/кг Мышьяка не должно быть более 10 мг/кг Цинка не должно быть более 220 мг/кг Меди не должно быть более 132 мг/кг Подвижные формы: Свинца не должны быть более 6 мг/кг Цинка не должны быть более 23 мг/кг Меди не должны быть более 3 мг/кг Никеля должны быть более 3 мг/кг Хрома не должны быть более 6 мг/кг Массовая концентрация остаточных количеств пестицидов в сухом веществе, в том числе отдельных их видов, мг/кг сухого вещества, не должно быть более: ГХЦГ (сумма изомеров) 0,1 ДДТ и его метаболиты (суммарные количества) 0,1 Эффективная удельная активность естественных радионуклидов, Бк/кг сухого вещества не должна быть более 300 Удельная эффективная активность техногенных радионуклидов, не должна быть более 1отн.ед. Массовая концентрация бензапирена, мг/кг сухого вещества, не должна быть более 0,02 Массовая концентрация хлорбифенилов, мг/кг сухого вещества: Полихлорбифенилы не должны быть более 0,06 Пентахлорбифенилы не должны быть более 0,1 Трихлорбифенилы не должны быть более 0,1 Наличие патогенных и болезнетворных микроорганизмов, кл./г, в том числе энтеробактерий (патогенных серовариантов кишечной палочки, сальмонелл, протеи), энтерококков (стафилококков, клостридий, бацилл, энтеровирусов) не допускается Наличие жизнеспособных яиц и личинок гельминтов, экз./кг, в том числе нематод (аскаридат, трихоцефалов, стронгилят, стронгилоидов), тремотод, цестод не допускается Цисты кишечных патогенных простейших, экз./100 г не допускается Наличие личинок и куколок синантропных мух, экз./кг не допускается Массовая доля сухого вещества не должна быть менее 25% Содержание включения камней и других посторонних предметов менее 0,5 см не должно быть более 5% Емкость катионного обмена не должна быть менее 15 мг-экв/100 г Общее содержание солей по удельной электропроводимости не должно быть более 3мСм/см |
В соответствии с пунктом 142 Приложения N1 к Техническому заданию: "Горячекатаная арматурная сталь "_"Массовая доля химических элементов: С (от 0,14% до 0,29%), Mn (от 0,3% до 1,6%), Si (до 0,9%)".
Согласно Техническому заданиюна выполнение работ по объекту: "Строительство плавательного бассейна на территории п.г.т.Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области": "При описании предлагаемого к использованию товара следует указывать конкретные характеристики (марки, типы, классы, производителя и т.д.). Указывается только абсолютно точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств поставляемого товара.
Если значение показателя технического или функционального параметра является минимальным, максимальным, сопровождается словами "не менее", "от", "до", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", отклонение "+/-", то участник закупки указывает конкретные (точные) параметры, предлагаемых им для применения товаров без слов "не менее", "от", "до", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", отклонения "+/-" (кроме климатических и температурных условий). Если в аукционной документации, значения показателя технического или функционального параметра указываются через "тире", то данные значения являются точными и не подлежат изменению. В случае, если заказчик, при перечислении значений или их показателей, связанных с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям заказчика (цвет, характеристики, исполнение, размеры и т.п.), указал два или более показателя (значения), причем второй и последующие показатели (значения) заключены в скобки или перечислены через запятую, то данные показатели (значения) рассматриваются как предложенные для выбора единственного (конкретного), а в своей заявке участник закупки указывает один такой показатель (значение) без скобок или запятой. "_"Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика, является конкретным показателем. Заявки, поданные с нарушением данных требований, будут отклонены. "..." В составе первой части заявки необходимо указать конкретные показатели товара, соответствующие ГОСТ в части требований технического задания и приложения к нему. Технические характеристики указаны в приложении N 1 к техническому заданию".
Указанные требования Инструкции не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Подобные положения аукционной документации Заказчика вводят участников закупки в заблуждение, усложняя подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
1. В соответствии с доводом жалобы ООО "Асвэл-Консалт" в аукционной документации установлены дополнительные требования к пиломатериалам (в виде норм ограничения пороков), предназначенным для специального судостроения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что часть 2.2 раздела 2 "Технические требования" ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", ссылка на который содержится в аукционной документации, устанавливает нормы ограничения пороков в отношении всех пиломатериалов, предназначенным для использования в народном хозяйстве для отборного 1,2,3,4 сортов. Данной нормой регламентируются, в частности, показатели таких пороков древесины, как трещины, допустимость/недопустимость инородных включений, покоробленность пиломатериалов.
Ссылка Заявителя на пункт 2.7 ГОСТа 8486-86 "Дополнительные требования к пиломатериалам, предназначенным для специального судостроения" не принимается ввиду перспективы применения данных пиломатериалов для строительства здания, а не морских катеров, судов и т.д.
Данный довод жалобы признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно доводу жалобы ООО "Асвэл - Консалт" Заказчиком установлены требования к участникам закупки без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99".
Установлено, что указанные изменения не содержатся в аукционной документации, однако, несоответствие носит технический характер и никаким образом не могло повлиять на результаты закупки.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Установлено, что на участие в закупке подано 4 заявки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Профит-плюс" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Асвэл-Консалт" частично обоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе,
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с нарушением Закона о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 июня 2017 г. N 644-12452-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2017