Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 июля 2017 г. N 766-13039-17/4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу Кушнарева Павла Андреевича на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания многофункционального культурно-досугового центра, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, п.г.т.Безенчук, ул. Специалистов, д. 10 (извещение N 0142200001317006857, начальная (максимальная) цена контракта - 21 052 632,00 рублей),
в присутствии представителей_
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба Кушнарева Павла Андреевича на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания многофункционального культурно-досугового центра, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, п.г.т.Безенчук, ул. Специалистов, д. 10 (извещение N 0142200001317006857, начальная (максимальная) цена контракта - 21 052 632,00 рублей).
Согласно доводам заявителя Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:
1) установлены избыточные требования к материалам;
2) у заявителя возникли сложности при определении потребностей заказчика относительно фланцев.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Комиссией Самарского УФАС установлено, что в ряде пунктов Требований к материалам Заказчиком установлены требования к значениям показателей компонентов материала, и к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Так, в п. 21 Таблицы 8 Заказчиком помимо требований к асфальтобетонной смеси установлено требование к её компоненту - щебню (Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня и гравия), а также установлены требования к показателям значения, которых устанавливается в ходе испытаний (Величина остаточной пористости; Максимальный коэффициент вариации предела прочности при сжатии; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов; Предел прочности при сжатии; Пористость минеральной части; Водостойкость), что подтверждается п. 6.6. и п. 6.8. ГОСТ 9128-2013:
"Асфальтобетонные смеси горячие щебеночные или гравийные или песчаные. Наибольший размер минеральных зерен до 40 мм. Величина остаточной пористости менее 5%. Марка асфальтобетонной смеси I. Зерновой состав для верхних слоев покрытий, % по массе, с размером частиц: 20 мм 90-100, 15 мм не менее 75, 10 мм менее 100, 5 мм 40-50, 2,5 мм до 38, 1,25 мм не более 28, 0,63 мм от 13, 0,315 мм менее 16, 0,16 мм до 13, 0,071 мм 4-10. Смеси должны быть однородными. Максимальный коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50оС не должен быть более 0,18. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть менее 740 Бк/кг. Предел прочности при сжатии, при температуре 50 °C, МПа, не менее, для асфальтобетонов 1. Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °C для асфальтобетонов всех типов, МПа, не менее 2,5. Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °C для асфальтобетонов всех типов, МПа, не более 11. Водостойкость, не менее: 0,9. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °C и скорости деформирования 50 мм/мин для асфальтобетонов всех типов, МПа: не менее 3,5,но менее 6. Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей должна быть, %: от 14 до 19. Предел прочности при сжатии, при температуре 50 °C, МПа, не менее 0,7. Водостойкость, не менее 0,7. Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее 0,6. Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня и гравия должно быть, % по массе, не более: 15. Вид применяемого крупного заполнителя щебень из изверженных и метаморфических горных пород. Должны соответствовать ГОСТ, ТЗ".
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе участники закупки в составе первой части заявки указывают конкретные показатели товаров в соответствии с требованиями, установленными настоящим техническим заданием и приложениями к нему. Конкретные показатели, характеристики товара (материала) используемого при выполнении работ представляются в отношении каждого вида (типа) товара (материала) используемого при выполнении работ. Показатели химического состава, температуры, влажности, при составлении первой части заявки конкретизировать не нужно.
В соответствии с "ГОСТ 12801-84 Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные, дегтебетонные дорожные, асфальтобетон и дегтебетон. Методы испытаний" настоящий стандарт распространяется на смеси асфальтобетонные и дегтебетонные, асфальтобетон и дегтебетон и устанавливает методы их испытаний с целью определения следующих показателей:
- средней плотности (объемной массы) асфальтобетона (дегтебетона) и его минеральной части;
- истинной плотности (удельного веса) смесей и асфальтобетона (дегтебетона) и их минеральной части;
- пористости минеральной части (остова), остаточной пористости, водонасыщения, набухания, предела прочности при сжатии, коэффициента водостойкости и коэффициента водостойкости при длительном водонасыщении асфальтобетонов (дегтебетонов);
- состава смесей асфальтобетонов (дегтебетонов);
- сцепления битума с минеральной частью смеси;
- слеживаемости холодных смесей;
- коэффициента уплотнения асфальтобетонов (дегтебетонов).
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов определяется в соответствии с "ГОСТ 30108-94. Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" методом испытаний.
В п. 17 Таблицы 8 Требований к материалам также содержатся аналогичное нарушение: установлено требование к предоставлению показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в диапазоне", "Потеря массы при испытании щебня", "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание глины в комках", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов".
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к материалам.
Таким образом, довод заявителя обоснован.
2. Заявитель считает, что в п. 12 Таблицы N1 Требований к материалам не установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги, установленным заказчиком требованиям.
В п. 12 Таблицы N1 Требований к материалам заказчиком установлены следующие требования:
"Фланцы. Исполнение A; B; E; F. Давление не менее 16 кгс/см2. Диаметр условного прохода не более 100 мм. Внешний диаметр менее 117 мм. Толщина не менее 10 мм. Диаметр фланца не более 360 мм. Масса фланцев не менее 0,25 кг. Должны соответствовать ГОСТ, ТЗ".
Вопреки пункту 4 части 8 статьи 105, части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлены доказательства недостаточности приведенных заказчиком данных.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кушнарева Павла Андреевича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 июля 2017 г. N 766-13039-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017