Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14 июля 2017 г. N 06-10/17-187
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсовой Н. М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителей Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок" (далее по тексту решения - Уполномоченное учреждение) - Речкиной Н.Н. (доверенность от 09.01.2017 года б/н), Смирновой И.А. (доверенность от 09.01.2017 года б/н),
представителей страхового акционерного общества "ВСК" - Чернышовой Н.Н. (доверенность от 13.07.2017 б/н), Деевой А.А. (доверенность от 16.01.2017 N7-ТД-0409-Д),
рассмотрев жалобу страхового акционерного общества "ВСК" на действия единой комиссии по осуществлению закупок Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок" при проведении запроса котировок "оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств", реестровый номер закупки: 0849300004917000477, в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 10 июля 2017 года обратилось страховое акционерное общество "ВСК" (далее по тексту решения - САО "ВСК", Общество, Заявитель) на действия единой комиссии по осуществлению закупок Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок" (далее по тексту решения - Единая комиссия) при проведении запроса котировок "оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств", реестровый номер закупки: 0849300004917000477 (далее по тексту решения - Запрос котировок, закупка).
Из существа жалобы следует, что по итогам проведения Запроса котировок Единая комиссия признала победителем акционерное общество "СОГАЗ" (далее по тексту решения - АО "СОГАЗ"). САО "ВСК" с указанным решением Единой комиссии несогласно и считает его незаконным, поскольку, по мнению Общества, АО "СОГАЗ" неверно рассчитан тариф и, следовательно, предложена недостоверная цена контракта.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
Представители Уполномоченного учреждения с доводами жалобы Общества не согласны и считают, что действия Единой комиссии соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 10 часов 00 минут 14 июля 2017 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения представителей Уполномоченного учреждения, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что извещение о проведении Запроса котировок размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru 27.06.2017 года.
Организация, осуществляющая размещение: Мурманское муниципальное казенное учреждение "Управление закупок".
Заказчик: Мурманское муниципальное бюджетное учреждение "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Мурманска".
Наименование объекта закупки: оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Начальная (максимальная) цена контракта: 73513.80 руб.
Процедура осуществления закупок путем проведения запроса котировок регламентирована параграфом 3 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе, под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 73 заявка на участие в запросе котировок должна содержать, помимо прочего, предложение о цене контракта.
В силу части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Как следует из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок для закупки N 0849300004917000477 от 04.07.2017 года (далее по тексту решения - Протокол) на участие в Запросе котировок было подано 2 (две) заявки со следующими предложениями цены контракта:
1. АО "СОГАЗ" - 61 273,44 руб.
2. САО "ВСК" - 64 385,74.
Согласно Протоколу Единая комиссия единогласно приняла решение признать победителем Запроса котировок АО "СОГАЗ", заявку которого соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении Запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена услуги - 61 273,44 российских рубля.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив котировочную заявку Общества и положения извещения о проведении Запроса котировок, установила следующее.
Пунктом 1, 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться
информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта);
форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта указано в приложении N3 к извещению о проведении Запроса котировок.
Так в пункте 3 Приложения N 3 указано: начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора, определенная как сумма максимальных значений страховых премий, подлежащих уплате по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составила 73 513,80 рублей.
Приложение N 1 к извещению о проведении Запроса котировок содержит форму заявки на участие в Запросе котировок, где указано: "Предложение о цене гражданско-правового договора не может быть меньше суммы минимальных значений страховых премий, которая составляет 61 273,44 рублей".
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, учитывая положения извещения о проведении Запроса котировок, а также законодательства о контрактной системе, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что заявка АО "СОГАЗ" с предложенной ценой контракта 61 273,44 рублей соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении Запроса котировок. Следовательно, Единая комиссия законно и обоснованно признала данного участника победителем Запроса котировок.
Жалоба САО "ВСК" признается необоснованной.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мурманского УФАС России проведена внеплановая проверка размещенной закупки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Как было указано ранее, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
В силу части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Частью 8 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Определение НМЦК тарифным методом регламентировано разделом V Приказа Министерства экономического развития РФ от 02.10.2003 N567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее по тексту решения - Приказ).
Так в разделе V Приказа указано:
5.1. Тарифный метод подлежит применению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, не ниже которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.
5.2. НМЦК тарифным методом определяется по формуле:
,
где:
- НМЦК, определяемая тарифным методом;
v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
- цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.
Извещение о проведении запроса котировок утверждено 27 июня 2017 года врио директора ММКУ "Управление закупок" И.А. Смирновой.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта указано в приложении N3 к извещению о проведении Запроса котировок.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Начальная (максимальная) цена контракта, определена по формуле в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта", указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У).
Исходя из вышеизложенного следует, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта по оказанию услуг ОСАГО необходимо применять тарифы в соответствии с Законом об ОСАГО и указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У.
В пункте 3 Приложения N 3 указано: начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора, определенная как сумма максимальных значений страховых премий, подлежащих уплате по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составила 73 513,80 рублей.
Приложение N 1 к извещению о проведении Запроса котировок содержит форму заявки на участие в Запросе котировок, где указано: "Предложение о цене гражданско-правового договора не может быть меньше суммы минимальных значений страховых премий, которая составляет 61 273,44 рублей".
Однако в ходе заседания установлено, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта не учтен страховой случай одного из автомобильных средств заказчика, следовательно, тарифы применены неверно, а значит, неверно рассчитаны суммы максимальных значений страховых премий и минимальных значений страховых премий. Соответственно неверно установлена начальная (максимальная) цена контракта.
При таких обстоятельствах Уполномоченное учреждение признается нарушившим часть 8 статьи 22, часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу страхового акционерного общества "ВСК" на действия единой комиссии по осуществлению закупок Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок" при проведении запроса котировок "оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств", реестровый номер закупки: 0849300004917000477, необоснованной.
3. Признать Мурманское муниципальное казенное учреждение "Управление закупок" нарушившим часть 8 статьи 22, часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Единой комиссии Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок", уполномоченному учреждению - Мурманскому муниципальному казенному учреждению "Управление закупок" предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14 июля 2017 г. N 06-10/17-187
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017