Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ПАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг местной, внутризоновой, междугородней телефонной связи (изв N 0156200004917000040),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200004917000040 Заказчиком проводился запрос котировок на оказание услуг местной, внутризоновой, междугородней телефонной связи.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о закупках).
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч.1 ст.72 Закона о закупках).
Согласно ч.1 ст.74 Закона о закупках Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
В п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о закупках, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Объектом закупки является оказание услуг местной, внутризоновой, междугородней телефонной связи.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как указано выше, в соответствии с требованиями Закона о закупках извещение о проведении запроса котировок должно содержать исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в ч.3 ст.73 Закона о закупках установлен перечень документов, которые должна содержать котировочная заявка. Документы, подтверждающие соответствие п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, в данный перечень не включены.
В извещении о проведении запроса установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). Однако, для соблюдения требований, обозначенных в Законе о закупках, такого указания не достаточно.
Кроме того, в Техническом задании указано следующее - наличие лицензии на оказание услуг телефонной связи.
Довод подателя жалобы о том, что наименование "лицензия на оказание услуг телефонной связи" не коррелирует с перечнем, содержащимся в Перечне наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, представителем Заказчика не опровергнут.
Поскольку в извещении отсутствует перечень документов, которыми должен обладать потенциальный Исполнитель, неверно указано наименование лицензии, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.73 Закона о закупках.
Согласно п.п.1.2.2, 1.2.3 проекта контракта цена услуг определяется Прейскурантом (Приложение N 3 к Контракту); порядок предоставления услуг определяется Регламентом предоставления услуг связи (Приложение N 4 к Контракту).
Согласно п.4.4 проекта контракта Оператор обязан предоставлять Абоненту услуги в соответствии с Параметрами предоставления услуг телефонной связи (Приложение N 2 к Контракту), утвержденным Прейскурантом (Приложение N 3 к Контракту), Регламентом предоставления услуг связи (Приложение N 4 к Контракту);
В соответствии с п.10.10 проекта контракта контракт имеет 4 приложения, которые являются его неотъемлемой частью: Приложение N 1 "Техническое задание", Приложение N 2 "Параметры предоставления услуг местной телефонной связи и передачи голосовой информации"; Приложение N 3 "Прейскурант" на услуги связи для органов государственной власти Пермского края"; Приложение N 4 "Регламент предоставления услуг связи".
Заявитель указывает, что Приложения NN 3,4 Заказчиком не разработаны. Представитель Заказчика, в свою очередь, пояснил, что Приложения NN 3,4 заполняются при подписании контракта победителем закупки.
Вместе с тем, такую позицию нельзя признать верной.
Контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола (ч.13 ст.78 Закона о закупках).
Согласно ч.14 ст.78 Закона о закупках контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.
Комиссия отмечает, что победитель закупки обязан подписать контракт в установленные сроки. При этом предоставление какой-либо дополнительной информации Исполнителем Законом о закупках не предусмотрено.
С учетом изложенного, Заказчиком нарушены требования ч.14 ст.78 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика имеется признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п.п.4.4.2, 4.4.3 проекта контракта, Оператор обязан иметь подключение к ЦАТС ЦССИ ФСО России в Пермском крае по существующему волоконно-оптическому каналу связи, соглашение на пропуск трафика на телефонную сеть связи органов государственной власти, лицензии на оказание услуг; предоставить все лицензии и документы, подтверждающие наличие подключения к ЦАТС ЦССИ ФСО России в Пермском крае.
В п.2 Технического задания обозначены общие требования к исполнителю. В частности, наличие прямого присоединения к ЦАТС ЦССИ ФСО России в Пермском крае и соответствующего соглашения на пропуск трафика на телефонную сеть связи органов государственной власти.
Согласно ответу ЦССИ ФСО России в Пермском крае, представленному в материалы дела, абонентам АТС-ОГВ могут предоставляться услуги сети связи общего пользования оператором сети связи общего пользования (далее - оператор связи). Оплата услуг местной, междугородной и международной связи, а также выход на платные службы и абонентов сотовой связи осуществляется по договору, заключаемому абонентом с оператором связи. Подключение узла (оборудования) любого оператора связи к узлу (оборудованию) АТС-ОГВ осуществляется Центром после обращения оператора в Центр, согласования проектно-сметной документации, согласования нумерационного плана и выполнения технических условий. В соответствии с действующим тарифом ФСО подключение осуществляется без оплаты. После подключения оператору связи Центром оказываются услуги по обслуживанию и маршрутизации входящих и исходящих вызовов сети связи общего пользования к (от) абонентов АТС-ОГВ. В соответствии с действующим тарифом ФСО маршрутизация осуществляется без оплаты. Для обеспечения взаимодействия технического персонала Центра и технического персонала оператора связи заключается соглашение о взаимодействии.
С учетом изложенного выше, довод подателя жалобы отклоняется как несостоятельный.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" на действия Заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг местной, внутризоновой, междугородней телефонной связи (изв N 0156200004917000040) обоснованной в части указания наименования лицензии, в части заполнения документов Исполнителем.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.73 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.1 ч.1 ст.73 Закона о закупках.
4. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.14 ст.78 Закона о закупках.
4. Выдать Заказчику, Котировочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений.
6. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2017