Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 июля 2017 г. N 998
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МТ-Медикал" на действия государственного заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 4932/17 "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича. Стерилизатор проходной низкотемпературный" (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 07.07.2017 поступила жалоба ООО "МТ-Медикал" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000117003901.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенных на 13.07.2017 в 09 часов 30 минут (время местное) и 14.07.2017 в 16 часов 45 минут (время местное), присутствовали:
- представитель подателя жалобы Свиридов Д.В. (доверенность N427 от 11.07.2017, удостоверение личности);
- представитель подателя жалобы Новгородов С. (доверенность N 431 от 12.07.2017, удостоверение личности);
- представитель заказчика Овчинников И.В. (доверенность N 129 от 25.04.2017, удостоверение личности);
- представитель заказчика Матросов И.Е. (доверенность N16 от 16.01.2017, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Железцов Е.В. (доверенность N2 от 10.01.2017, удостоверение личности).
Из содержания жалобы и дополнений к такой жалобе следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе:
1) в описании объекта закупки (пункты NN 24, 25, 29 технических требований), по мнению подателя жалобы, заказчиком, уполномоченным органом были сформулированы необъективные требования, не позволяющие определить потребность заказчика, тем самым вводя в заблуждение участников закупки, а именно: по позиции N24 принтер должен выводить на печать подробную информацию о каждом проведенном цикле, при этом не ясно о какой именно подробной информации идет речь; N 25 стерилизатор и дверь должны иметь полную тепловую изоляцию, однако неясно, что именно подразумевается под полной изоляцией; по позиции N29 вакуумный насос должен эффективно удалять воздух из камеры, обеспечивая остаточное давление в камере, мбар, однако не ясно, что будет являться эффективным удалением воздуха;
2) в пункте N 35 технических требований описания объекта закупки показатели габаритных размеров стерилизатора, противоречат показателям указанных характеристик необходимого к установке стерилизатора, содержащимся в проектной документации на объект: "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича"";
3) податель жалобы отмечает, что в описании объекта закупки указано "Гарантийный срок - не менее 12", при этом в проекте контракта (пункт 4.3) сообщено: "поставщик на поставляемый товар предоставляет гарантийный срок - ___месяцев со дня ввода Объекта в эксплуатацию и не менее чем срок действия гарантии производителя поставляемого товара". Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчик, уполномоченный орган не определили конкретный гарантийный срок, который в разных положениях аукционной документации по-разному сформулирован, что противоречит части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Иные доводы жалобы, указанные в тексте жалобы, подателем жалобы на заседании Комиссии были отозваны.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в части описания объекта закупки, в том числе, гарантийного срока положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, позволяют определить потребность заказчика. При этом заказчик отметил, что под описание объекта закупки попадают товары трех независимых производителей.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "ЭА 4932/17 "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича. Стерилизатор проходной низкотемпературный".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром (часть 4 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Пунктами 1.8 и 2.4 раздела "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации определено, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, являющегося объектом закупки, изложены в Приложение N2 к указанному разделу аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
В Описании объекта закупки указано о том, что необходимо осуществить поставку стерилизатора проходного низкотемпературного, в том числе, имеющего следующие характеристики:
N п/п |
Функционально-технические характеристики, качественные и количественные требования к товару (Наименования технических параметров) |
Значения технических параметров |
2 |
Гарантия производителя и поставщика |
Не менее 12 месяцев |
24 |
Встроенный принтер, выводящий на печать подробную информацию о каждом проведенном цикле |
Наличие |
25 |
Стерилизатор и дверь имеют полную тепловую изоляцию |
Наличие |
29 |
Вакуумный насос должен эффективно удалять воздух из камеры, обеспечивая остаточное давление в камере, мбар , |
не более 0,6 |
35 |
Габаритные размеры стерилизатора (ШхГхВ), мм, |
не более 860х970х1750 |
Системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика каким-либо образом обосновывать свои потребности и причины, обусловившие ее, при установлении требований к товару и его характеристикам.
Формулирование технических требований к товару в пунктах NN 24, 25, 29 не свидетельствует об их необъективности, не позволяющей определить потребность заказчика, тем самым вводя в заблуждение участников закупки, поскольку показатели указанных технических характеристик не требуют их конкретизации со стороны участника закупки при подготовке заявки на участие в электронном аукционе; исходя из способа формулирования рассматриваемых технических характеристик, следует, что потребностью заказчика является именно наличие указанных технических характеристик в предлагаемом к поставке оборудовании, а именно: наличие встроенного принтера, выводящего на печать подробную информацию о каждом проведенном цикле, наличие у стерилизатора и двери полной тепловой изоляции, наличие вакуумного насоса, который будет эффективно удалять воздух из камеры (то есть, обеспечивая остаточное давление в камере не более 0,6 мбар). При этом формулировки, допущенные заказчиком в пунктах NN 24, 25, 29 ("подробную информацию", "полную тепловую изоляцию", "эффективно удалять воздух"), позволяют определить потребность заказчика и подготовить заявку на участие в закупке с учетом индивидуализированных особенностей (присущих оборудованию конкретных производителей) технических характеристик оборудования, которое предлагается к поставке, то есть исходя из наличия встроенного принтера, выводящего на печать подробную информацию о каждом проведенном цикле (подробную информацию, предусмотренную производителем конкретного оборудования), наличие у стерилизатора и двери полной тепловой изоляции (то есть тепловой изоляции, отвечающей принципам энергоэффективности, защиты от теплопотери, безопасности), наличие вакуумного насоса, который будет эффективно удалять воздух из камеры (то есть, как следует из описания объекта закупки, обеспечивая остаточное давление в камере не более 0,6 мбар).
В отношении довода подателя жалобы о том, что в пункте N35 технических требований Описания объекта закупки показатели габаритных размеров стерилизатора противоречат показателям указанных характеристик необходимого к установке стерилизатора, содержащимся в проектной документации на объект: "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича"", Комиссия отмечает, что, во-первых, проектная документация на объект: "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича" не является частью документации о проведении электронного аукциона, в соответствии с которой участникам закупки необходимо толковать потребность заказчика и заполнять заявку на участие в электронном аукционе, во-вторых, в пункте N35 технических требований Описания объекта закупки заказчиком установлены предельные показатели габаритных размеров требующегося к поставке стерилизатора (максимальные показатели), в которые входят показатели, установленные в проектной документации, ввиду чего Комиссией установлено, что значения показателей технических характеристик оборудования, предусмотренные пунктом N35 Описания объекта закупки, не противоречат показателям, установленным в проектной документации на объект: "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича"".
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик предоставил информацию о наличии на момент проведении закупки на товарном рынке предложений к реализации товара, являющегося объектом закупки и соответствующего техническим характеристикам, указанным в Описании объекта закупки, 3 (трех) производителей.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников осуществления закупки, если следствием данного расширения станет вероятность получения товаров, не отвечающих первоначальным потребностям в части функционально-технических характеристик. При этом требования к таким функционально-техническим характеристикам приобретаемого оборудования формирует получатель данных изделий, а не представитель коммерческой организации, конечной целью которого является реализация имеющегося в наличии товара вне зависимости от степени его соответствия потребностям получателя.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Довод подателя жалобы о неправомерном неопределении в аукционной документации конкретного гарантийного срока, который к тому же по-разному сформулирован в отдельных положениях аукционной документации, отклоняется Комиссией как несостоятельный по следующим основаниям.
Закон о контрактной системе указывает на необходимость заказчику в случае определения поставщика нового оборудования устанавливать в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии (часть 4 статьи 33 Закона о контрактной системе). Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не определен раздел документации о закупке, в котором должна быть установлена информация относительно гарантийного срока.
Изучив аукционную документацию, Комиссия установила, что пунктом 2 Описания объекта закупки (Приложение N2 к информационной карте) установлен гарантийный срок "не менее 12 месяцев", при этом из пояснений заказчика, уполномоченного органа следует, что различные производители оборудования, отвечающего требованиям заказчика, устанавливает различный гарантийный срок на производимое ими оборудования. При этом, для заказчика является важным, чтобы данный срок был не менее 12 месяцев. Таким образом, ввиду того, что при описании объекта закупки заказчик не имел сведений о том, какой гарантийный срок будет предложен производителем оборудования, которое будет поставлено по итогам электронного аукциона, в пункте 2 Описания объекта закупки (Приложение N2 к информационной карте) был установлен минимально допустимый гарантийный срок. При этом, в проекте контракта (пункт 4.3) заказчик уточняет с какого момента должен начинать исчисляться срок на предоставляемую гарантию (со дня ввода Объекта в эксплуатацию).
Таким образом, Комиссия установила, что в пункте 2 Описания объекта закупки (Приложение N2 к информационной карте) заказчиком определен минимально допустимый гарантийный срок (при этом, как следует из положений инструкции по заполнению заявки, являющейся частью аукционной документации "при указании участником гарантийного срока на поставляемый товар, значение срока не требует конкретизации, то есть может сопровождаться словосочетанием "не менее". При этом указываемое значение должно соответствовать требованию, установленному в документации").
Из изложенного, в том числе следует, что участнику закупки надлежит в заявке, подаваемой им с целью участия в электронном аукционе, указать гарантийный срок предлагаемого к поставке оборудования, входящий в предел, установленный заказчиком.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчик размещает на электронной площадке без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к аукционной документации, в том числе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника электронного аукциона, с которым заключается контракт.
При этом, проект контракта дополняет требования к гарантийному сроку, изложенные в пункте 2 Описания объекта закупки (Приложение N2 к информационной карте), относительно момента, с которого должен начинать исчисляться гарантийный срок, предлагаемый участником закупки (со дня ввода Объекта в эксплуатацию).
Таким образом, Комиссия установила, что заказчик, уполномоченный орган правомерно не определили конкретный гарантийный срок, при этом, положения проекта контракта содержат информацию о порядке исчисления гарантийного срока и будут дополнены заказчиком на стадии размещения проекта контракта на электронной площадке с учетом предложения победителя электронного аукциона, в том числе, в отношении гарантийного срока на предложенный им товар.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "МТ-Медикал" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 июля 2017 г. N 998
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017