Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 июля 2017 г. N 1014
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее - ООО "НИИ "Земля и город") на действия муниципального заказчика - Администрации Шарыповского района (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Разработка проекта генерального плана Новоалтатского сельсовета" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 12.07.2017 поступила жалоба ООО "НИИ "Земля и город" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении конкурса, извещение N 0119300016117000026.
Существо жалобы: документация о проведении конкурса составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Ляхов А.Г. (доверенность N 2054 от 14.07.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя с документами, подтверждающими личность и полномочия, на указанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил, представил ходатайство о проведении такого заседания в свое отсутствие (вх. N 12944 от 17.07.2017).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении конкурса заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, по мнению подателя жалобы, заказчиком было необоснованно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на право работ со сведениями, составляющими государственную тайну, выданную УФСБ РФ, поскольку в положениях конкурсной документации не указано какие именно документы и материалы, содержащие секретные сведения, потребуются для выполнения работ, являющихся объектом закупки. В пунктах 3-4 раздела 5 Технического задания указано, что в качестве исходных данных используется картографический материал, а также информация о границах и кадастровых номерах земельных участков, запрашиваемые в Управлении Росреестра по Красноярскому краю. Податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что указанные сведения не являются секретными.
Во-вторых, податель жалобы указывает на неправомерность установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность, поскольку лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности при осуществлении, в том числе, градостроительной и кадастровой деятельности), в результате которой осуществляются, в том числе, создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях и в устном порядке заказчик не согласился, сославшись на то обстоятельство, что обжалуемые требования документации о проведении конкурса не противоречат положениям Закона о контрактной системе. В обоснование своей позиции представителем заказчика в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу были представлены копии решений иных территориальных органов ФАС России по результатам рассмотрения жалоб иных участников закупок на аналогичные, по мнению заказчика, действия иных заказчиков за период с 14.07.2012 по 13.02.2015
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на разработку проекта генерального плана Новоалтатского сельсовета (извещение о проведении конкурса с изменениями от 28.06.2017 N 0119300016117000026).
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подлежат указанию как в извещении, так и в документации о проведении конкурса (пункт 2 части 3 статьи 49, часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Подпунктом г) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрен запрет на установление требований к участникам открытого конкурса о предоставлении ими иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Изучив совокупность положений документации о проведении конкурса, Комиссия выявила совершение заказчиком действий по установлению в такой документации (раздел 3) требований к участникам закупки о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность со следующим видом работ: "Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований", а также о наличии лицензии на право работ со сведениями, составляющими государственную тайну, выданную УФСБ РФ.
Объектом закупки являются работы в отношении градостроительной документации, а именно работы по разработке проекта генерального плана Новоалтатского сельсовета, являющегося документом территориального планирования муниципального образования в понятиях Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), который (документ) включает в себя, в том числе, картографический материал.
В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.
Определенные виды работ при осуществлении геодезической и картографической деятельности, подлежащие лицензированию, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.10.2016 N 1099 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" (далее - Постановление N 1099), а именно:
1) определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля;
2) создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов;
3) создание государственных геодезических сетей;
4) создание государственных нивелирных сетей;
5) создание государственных гравиметрических сетей;
6) создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций;
7) установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации;
8) установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований.
Также Постановлением N 1099 утверждено Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности, согласно пункту 1 которого лицензированию подлежат виды геодезических и картографических работ, установленные Постановлением N 1099, но за исключением случаев, если такие работы осуществляются личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования.
Таким образом, учитывая совокупность вышеизложенных норм ГрК РФ, Закона о лицензировании, Постановления N 1099, Комиссия пришла к выводу о том, что для выполнения геодезических и картографических работ, в случае их выполнения при осуществлении градостроительной деятельности, наличие лицензии на выполнение геодезической и картографической деятельности не требуется. Следовательно, установление заказчиком в конкурсной документации требования к участникам закупки о наличии указанного разрешительного документа противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, не предусмотрено требования о наличии лицензии на выполнение геодезической и картографической деятельности. Также рассматриваемые действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, подлежат лицензированию в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Вместе с этим, требование о наличии вышеуказанной лицензии подлежит установлению заказчиками только в документациях о закупках, объектами которых являются работы, предполагающие обработку сведений, составляющих государственную тайну (в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, статьи 17 Закона о государственной тайне).
Ни Закон о государственной тайне, ни Закон о лицензировании, содержащий полный и закрытый перечень лицензируемых видов деятельности, ни ГрК РФ, ни иные нормативные правовые акты не предъявляют специальных требований к лицам, осуществляющим подготовку документов территориального планирования. Кроме того, генеральный план является общедоступным публичным документом, поскольку подлежит опубликованию в полном объеме в сети "Интернет" (часть 7 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно пояснениям заказчика в ходе выполнения работ, являющихся объектом закупки, подрядчику будет необходимо использовать материалы топографической съемки, сведения, содержащиеся в фотокартах, фотопланах, ортофотопланах с площадью не менее 250 кв.км, которые подлежат засекречиванию в соответствии с пп.3, 4, 5 п.60 Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.03.2008 N 1, п. 3.4.10 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.07.2014 N 456-ДСП, Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки было сформулированы в Техническом задании конкурсной документации (далее - Описание объекта закупки).
Анализ Описания объекта закупки, сформулированного в документации о проведении конкурса, показал Комиссии отсутствие в его содержании указаний в отношении того, что подрядчику, признанному победителем конкурса в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, надлежит производить работы, являющиеся объектом закупки, с использованием вышеперечисленных материалов и сведений. Также у Комиссии отсутствуют доказательства того, что вышеперечисленные материалы и сведения содержатся в поименованной в пункте 3 Описания объекта закупки документации.
Отсутствие в содержании Описания объекта закупки указаний в отношении того, что подрядчику, признанному победителем конкурса в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, надлежит производить работы, являющиеся объектом закупки, с использованием либо путем создания вышепоименованных материалов и сведений свидетельствует о том, что использование либо создание таких материалов и сведений не является объектом закупки. Следовательно, действия заказчика по предъявлению в документации о проведении конкурса требования к участникам закупки о наличии лицензии к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с Законом о государственной тайне, противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "НИИ "Земля и город" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в конкурсную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "НИИ "Земля и город" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 июля 2017 г. N 1014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017