Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 13 июля 2017 г. N 1331
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Вр.и.о. Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Мамеднебиева А.М. -начальника отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "ТЕХНОСТРОЙ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия Администрация внутригородского района "Ленинский район" города Махачкалы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0803300243317000001 на выполнение работ по текущему летнему и зимнему содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них (ручная и механизированная уборка улиц, тротуаров, остановок общественного транспорта, уборка и вывоз смета, мусора, снега, санитарное содержание объектов внешнего благоустройства, противогололедная подсыпка) на территории внутригородского района "Ленинский район" города Махачкалы (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
06.07.2017 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается следующее обжалуемое действие:
- документация электронного аукциона не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
21.06.2017 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 39 922 100,00 рублей.
В жалобе Заявителя указывается, что Заказчик в п.19 Информационной карты аукционной документации неправомерно установил ограничения для участников закупки, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики и необоснованно установил требование к наличию лицензии на осуществляющие деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности.
Комиссией установлено, что в п.19 Информационной карты аукционной документации Заказчик установил ограничения для участников закупки: "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами
Установлено
Участник закупки должен соответствовать требованиям постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457
"О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено"".
31 мая 2017 г. вступил в силу Указ Президента РФ от 31.05.2017 г. N 244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики".
Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.
Комиссией установлено, что Заказчик объединил в одну закупку работы, для выполнения которых требуется лицензия на осуществляющие деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности и выполнение работ, на осуществление которых лицензии не требуется. Работы по уборке снега и противогололедной обработки дороги не требуют вышеуказанной лицензии.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Как установлено Комиссией в п. 16 Раздела Х "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее, в том числе: "Наличие действующей лицензии на осуществляющие деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности. В соответствии с Федеральным законом N99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
д) для работ по размещению отходов I - IV классов опасности - проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В соответствии с разделом 5 Технического задания зимнее содержание дорог включает работы по: 5.4. Уборка городских территорий в зимний период предусматривает подметание и сдвигание снега, борьбу со скользкостью, удаление снега и снежно-ледяных образований с территорий улиц.
5.5. В зимний период должны выполняться следующие виды работ:
Механизированная уборка:
- обработка противогололедными материалами тротуаров;
- сгребание и подметание снега с проезжей части дорог и тротуаров;
- раздвижка снежных валов на перекрестках и примыканиях, на остановках городского пассажирского транспорта;
- скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований.
- формирование снежного вала для последующего вывоза;
- погрузка и вывоз снега;
- скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований.
5.6. Требования к механизированным зимним работам:
- проезжая часть, тротуары и остановки городского пассажирского транспорта в период снегопадов должны быть обработаны противогололедными материалами и расчищены для обеспечения беспрепятственного движения всех видов транспортных средств и пешеходов. В первую очередь обрабатываются наиболее опасные для движения транспорта участки - крутые спуски и подъемы, мосты, эстакады, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках городского пассажирского транспорта. По окончании обработки наиболее опасных для движения транспорта участков производится сплошная обработка противогололедными материалами проезжей части дорог и тротуаров. Время, необходимое на сплошную посыпку всей территории, не должно превышать 3-х часов с начала снегопада;
- механизированное сгребание-подметание проезжей части должно начинаться при высоте рыхлой снежной массы на дорожном полотне 2,5-3,0 см, что соответствует 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега;
- после завершения механизированного подметания проезжая часть очищается от снежных накатов, на отдельных участках допускается наличие снежного наката. Эти участки должны быть посыпаны противогололедными материалами. Общая площадь таких участков не может превышать 30% от площади дорог;
- срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки не более 6 часов после окончания снегопада. По окончании очередного цикла подметания, выполняются работы по формированию снежных валов;
- не допускается складирование снега на перекрестках дорог, ближе 5 м от пешеходного перехода, ближе 20 м от остановок общественного транспорта;
- ширина снежных валов в лотковой зоне не должна превышать 1,5 м, время формирования снежных валов не более 24 часов после окончания снегопада;
- первоочередной (выборочный) вывоз снега производится от остановок городского пассажирского транспорта, пешеходных переходов, с мостов и путепроводов;
5.6. В связи с погодными условиями Подрядчик самостоятельно принимает решения по обработке противогололедными материалами проезжей части дорог с обязательным уведомлением Заказчика и несет ответственность за обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов, связанную с обязанностями по уборке территории Ленинского района города Махачкалы.
При получении прогнозов о снегопаде и гололеде Подрядчик для исполнения своих обязательств по уборке города по согласованию с Заказчиком обеспечивает выход дополнительного числа водителей и механизаторов.
5.7. Ручная зимняя уборка
- ручная уборка от снега, посыпка тротуаров, посадочных площадок на остановках городского пассажирского транспорта, пешеходных переходов должна быть произведена до 7 часов, а также по мере необходимости производиться в течение дня;
- тротуары и лестничные сходы расчищаются на всю ширину покрытия;
- снегоуборочные работы и противогололедная обработка на остановках общественного транспорта и пешеходных дорожках должны начинаться сразу по окончании снегопада.
- очистка от наледи и льда;
- очистка павильонов ожидания транспорта на троллейбусных и автобусных остановках от наклеенных печатных или письменных материалов (ежедневно).
- подметание свежевыпавшего снега толщиной слоя до 2 см;
- сдвигание свежевыпавшего снега толщиной слоя более 2 см;
- очистка территории от уплотненного снега;
- складирование снега и скола на свободной территории.
Как установлено Комиссией, из наименования объекта закупки, и из содержания раздела о содержании дорог в зимний период документации об Аукционе, не усматриваются работы, предусмотренные Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, на выполнение которых необходима лицензия на осуществляющие деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности.
По мнению Комиссии, в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком необъективно установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществляющие деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности на выполнение работ по зимнему содержанию дорог.
В соответствии с разделом 6 Технического задания летнее содержание дорог включает работы по: 6.1.3. Вывоз смета и мусора:
Вывоз смета и мусора с остановок общественного транспорта и лотков с механизированной и ручной погрузкой в автотранспорт и доставкой на специально оборудованные сооружение, предназначенное для размещение отходов (полигон и др.) производится ежедневно.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований:
1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По мнению Комиссии, в части выполнения работ по летнему содержанию дорог Заказчиком правомерно установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществляющие деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно объединены в одну закупку работы, для выполнения которых необходима лицензия на осуществляющие деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности и работы, для выполнения которых лицензия не требуется, что привело к ограничению конкуренции для потенциальных участников закупки.
Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8 и ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия.
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 8 и ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с выдачей Заказчику предписания об аннулировании данного аукциона по решению N 1333 А-2017 от 13.07.2017 предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
А.М. Мамеднебиев
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 13 июля 2017 г. N 1331
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017