Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 13 июля 2017 г. N 457-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела;
- Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, зам.нач.отдела;
- Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителя государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "416 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации:
Павлик Е.А. (доверенность N8 от 01.01.2017 года);
в присутствии ИП Седышева Н.Н.(паспорт),
рассмотрев жалобу ИП Седышева Н.Н. на действия государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "416 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в части несоблюдения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на услуги по вызову и утилизации медицинских отходов (реестровый номер торгов 0831100001117000092) (далее - аукцион),
у с т а н о в и л а:
06.07.2017 года в Воронежское УФАС России поступила жалоба ИП Седышева Н.Н. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "416 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на услуги по вызову и утилизации медицинских отходов (реестровый номер торгов 0831100001117000092) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, выразившимися в установлении в документации об аукционе положений, не соответствующих требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: установление требования в документации об аукционе по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Г" для чего необходимо обладать соответствующей лицензией, а также по вывозу и утилизации отходов класса "Б" на что лицензия не требуется; данное требование приводит к ограничению количества участников закупки.
Представитель государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "416 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными, а действия заказчика соответствующими законодательству о контрактной системе.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
29.06.2017 года на официальном сайте заказчиком размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе.
В соответствии с п. 1,2 ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 к документации об электронном аукционе (описание объекта закупки), опубликованной 29.06.2017 года указан предмет контракта - право заключения контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов (Эпидемиологически опасные отходы лечебно-профилактических учреждений) согласно СанПиН 2.1.7.2790-10. Отходы лечебно-профилактических учреждений - материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях, а также отходы аптек, фармацевтических производств, патологоанатомических лабораторий. Кроме того, указаны наименования, характеристики и количество оказываемых услуг, в том числе: "Медицинские отходы класс "Б" (шприц однократного применения, устройство для переливания крови, иглы)" в объеме 27413 кг., а также "Отработанные лампы ртутные высокого давления ДРТ-230, ДРТ-240, Лампы ртутные для обеззараживания тип TUV-30, Бой термометра медицинского, Термометр электроконтактный, Ртуть вторичная от термометров и другое" в объеме 38,5 кг.
Ознакомившись с документацией об аукционе, принимая во внимание пояснения представителя заказчика и доводы Заявителя, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
Согласно части 3 статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011, медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 681 от 04.07.2012 в соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011 утверждены "Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания"
С
огласно данному постановлению, критерием опасности медицинских отходов класса "Г" является наличие в их составе токсичных веществ.
В основу классификации медицинских отходов по степени их опасности согласно статье 49 Федерального закона ТЫ 323-ФЗ, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН) 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и "Критериям разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации ТЧ 68 от 04.07.2012, положена их эпидемиологическая, токсикологическая и радиационная опасность для населения, в то время как для классификации отходов на основании статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" используется такой критерий как степень их негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок обращения с медицинскими отходами в силу части 3 статьи 49 Федерального закона основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в то время как порядок обращения и уничтожения отходов, опасных для окружающей среды, входит в сферу правового регулирования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемиологическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами"утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.12.2010 163.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, в том числе класс - токсикологические опасные отходы 1-4 класса опасности.
СанПиН 2.1.7.2790-10 определяет Класс "Г" как токсикологические опасные отходы, которые в свою очередь делятся на 1 - 4 класс опасности. Лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Согласно п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса "Г" осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса "Г" для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В соответствии с вышеуказанными положениями законодательных актов, требований СанПиН 2.1.7.2790-10 деятельность по обращению с опасными медицинскими отходами класса "Г" является лицензируемой.
Таким образом, деятельность по обращению с медицинскими отходами класса "Г" требует наличия лицензии на право обращения с отходами I - IV классов опасности, в то время как деятельность по обращению с медицинскими отходами класса "Б" лицензированию не подлежит.
Согласно п.8 части 3 к документации об электронном аукционе (описание объекта закупки) заказчиком установлены требования к Исполнителю о наличиекопии лицензии данной организации, и лимиты размещения отходов производства и потребления для объекта размещения отходов на весь срок действия государственного контракта.
В соответствии с п.20 "Требования к содержанию и составу заявки" части 2 "Информационная карта" документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным и и (при наличии таких требований).
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что требование о наличии лицензии является не только требованием к участнику аукциона, но и требование к выполняемым работам, в том смысле, что работы должны выполняться лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ.
В процессе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссией было установлено, что описание объекта закупки составлено заказчиком таким образом, что общий объем отходов класса "Г" составляет 0,14% от отходов класса "Б".
Таким образом, включив в аукцион услуги по утилизации отходов класса "Г" - лицензируемый вид деятельности и класса "Б" - не лицензируемый вид деятельности, государственный заказчик нарушил ч.1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ тем самым ограничив количество участников закупки.
На основании изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что заявитель доказательств факта ограничения количества участников закупки не представил, руководствуясь ч.8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Седышева Н.Н. на действия государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "416 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на услуги по вызову и утилизации медицинских отходов (реестровый номер торгов 0831100001117000092) обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "416 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации нарушение ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе выразившееся в объединении в аукцион услуг по утилизации отходов класса "Г" и класса "Б" что ограничивает количество участников закупки..
3. Выдать государственному заказчику - Федеральному государственному казенному учреждению "416 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации предписание об устранении нарушения ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе .
Резолютивная часть объявлена 13.07.2017 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Члены комиссии Ю.В. Рощупкина
Р.В. Колмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 13 июля 2017 г. N 457-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017