Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июня 2017 г. N 2-57-6806/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГБОУ г. Москвы "Школа N 2070": Кириллова А.В., Максимец Е.С., Комаровой Н.И.,
в отсутствие представителей Заявителя ООО "Строительная компания Атюс", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N МГ/29452/17 от 15.06.2017.
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ г. Москвы "Школа N 2070" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению текущего ремонта зданий и (или) сооружений для нужд образовательных организаций подведомственных Департаменту образования города Москвы (совместная закупка) (Закупка N 0373200554017000011) (далее - Аукцион),в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/29452/17 от 15.06.2017, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, неправомерных требований к товарам, и использование нестандартных показателей при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В форме 2 установлены требования, так например:
- п. "Грунтовка акриловая адгезионная для обработки бетонных оснований перед оштукатуриванием": время высыхания не более 3, морозоустойчивость не менее 5";
- п. "Дисперсия поливинилацета тная, гомополимерная, грубодисперсная, пластифицирова нная, (эмульсия поливинилацета тная)": "Массовая доля остаточного мономера не более 0,50, Массовая доля сухого остатка не менее 51, Условная вязкость по стандартной кружке, ВМС 6*-120*, Динамическая вязкость 0,2*-15,0*";
- п. "Пленка полиэтиленовая": "Прочность при растяжении: в продольном направлении не менее 13,7 (140) в поперечном направлении не менее 11,8 (120), Относительное удлинение при разрыве: в продольном направлении не менее 200 в поперечном направлении не менее 300";
- п. "Смеси сухие теплоизоляцион ные и звукоизоляцион ные цементно- известково- перлитовые": "Смеси сухие теплоизоляционные и звукоизоляционные цементно- известково- перлитовые";
- п. "Клей мастика": "через 24 ч после склеивания образцов не менее 0,14 (1,40) через 72 ч после склеивания образцов не менее 0,30 (3,00)".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаром и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения по вышеуказанным характеристикам товаров предоставляется возможным указать в составе первых частей заявок без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявок, требования Заказчика о подробном описании в заявках (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупках.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционные документации Заказчика составлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в извещении о проведении закупки запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации отменен Указом Президента РФ от 31.05.2017 N 244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", вступившем в силу 31.05.2017, при том, что извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок 06.06.2017.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы, в аукционной документации Заказчика отсутствует трактование применяемых Заказчиком для описания объекта закупки знаков, символов, слов, таких как: "Не >", "Не должно быть >", что вводит в заблуждения участника закупки и не дает возможности корректного определения потребность Заказчика.
Так например:
п. "Линолеум": "Абсолютная остаточная деформация: не > 0,1";
п. "Смеси бетонные": "Расслаиваемость бетонной смеси: Не должно быть > 0.8".
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация, а именно, требования к товарам с учетом инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе составлена таким образом, что может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и в нарушение положений п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в требованиях к товару п. 28 "Плитки керамичесие" установлено: "Плитки керамические (керамогранит) должны быть предназначены для покрытия полов внутри помещений, в лоджиях и на балконах цветные, квадратные, неполированные": "Длина не менее 330 мм", "Ширина не менее 330 мм", "Толщина не менее 8 мм", при этом, в Техническом задании также установлены требования к керамограниту, с конкретными значениями размеров: "Для устройства покрытий на цементном растворе использовать плитку керамическую, типа керамогранит, полированную, размер 30х30 см, толщина 8 мм, цвета: светло-серый, серый, светло-зеленый, бежевый", что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует корректному заполнению заявки на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость и правомерность установления требований к товарам в Форме 2 и Техническом задание.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционные документации Заказчика составлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, поскольку согласно инструкции по заполнению первой части заявки: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
по следующим позициям:
п. 25 "Потолки реечные подвесные, белые, аллюминиевые": "Толщина металла 0,35-0,5 мм", "Длина панелей 3000-4000 мм"
п. 30 "Бруски хвойных пород обрезные, антисептированные": "Толщина 50-60 мм", "Сорт I-III", "Длина 2-6,5 м"
п. 37 "Листы гипсокартонные влагостойкие": "Толщина 8-16 мм"
п. 38 "Растворы цементные": "Марка М50-М200", "Марка по подвижности Пк 1-4", "Морозоустойчивость F10-F200"
п. 39 "Арматурная сталь для изготовления арматурных изделий на строительной площадке": "Длина стержня 4-6 м", "Диаметр 8-16 мм."
п. 40 "Электроды Э- 46, 42, 50 диаметр 4-6 мм"
п. 42 "Доски отбойные из ДСП": "Толщина 6-32 мм"
п. 44 "Гипсовые вяжущие (гипс) для штукатурных работ": "Марка Г-(3-16)", "Индекс степени помола I-III"
п. 47 "Песок": "Удельный вес 2,24-2,71 г/см3"
п. 50 "Линолеум поливинилхлоридный высокой стойкости": "Количество метров в рулоне. 15-23 м".
п. 11 "Краски водно- дисперсионные для внутренних работ": "массовая доля нелетучих веществ 56*-62* %"
п. 19 "Лента самоклеющаяся пароизоляционная бутилкаучуковая для внутреннего слоя монтажного шва, марка ЛТ (О)": "Водопоглощение 0-0,3 %", "Пенетрация (вязкость) при 0,1 55-80 мм"
п. 23 "Растворы цементно- известковые": "норма подвижности по погружению конуса 8-14 см"
п. 32 "Эмаль белая пентафталевая": "Массовая доля нелетучих веществ 60-66 %", "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 _ 0,5)°С 80-120 С"
п. 34 "Растворители универсальные": "Летучесть по этиловому эфиру 8-12", что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку установленные требования, указывающие на необходимость предоставления диапазонного значения, предъявлены к таким характеристикам, которые могут иметь только конкретное значение.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился подтвердить необходимость установления вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБОУ г. Москвы "Школа N 2070" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31, п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместителя председатель Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
З.У. Несиев
исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июня 2017 г. N 2-57-6806/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2017