Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7707/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Министерства здравоохранения Российской Федерации: Н.А. Жиделева, Е.В. Ярановой,
при участии представителя ООО "Бизнес-Решение": Д.В. Ольхова,
рассмотрев жалобу ООО "Бизнес-Решение" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на услуги по ремонту электронного и оптического оборудования (Закупка N 0373100045317000024) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/32610/17 от 04.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п. 8.2 проекта государственного контракта неправомерно включено следующее положение: "По истечении срока действия обеспечения способом внесения денежных средств на счет Заказчика оно возвращается Исполнителю в течение 10 (Десять) банковских дней (за вычетом суммы возмещения убытков, если таковые имели место). Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Исполнителем в этом письменном требовании", поскольку ч. 27 ст 34 Закона о контрактной системе не установлено требование о направлении участником закупки заказчику требования о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения государственного контракта.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанное положение проекта государственного контракта не содержит требования о направлении исполнителем государственного контракта требования о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения государственного контракта, при этом положение "Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Исполнителем в этом письменном требовании" подразумевает необходимость направления исполнителем контракта Заказчику обращения с указанием реквизитов счета организации, на который требуется возвратить денежные средства, в случае, если реквизиты общества изменились.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в п. 8.2 проекта государственного контракта положения о том, что обеспечение государственного контракта возвращается исполнителю контракта за исключением суммы возмещения убытков, если таковые имели место, поскольку вопрос о возмещении убытков, понесенных одной из сторон может быть окончательно разрешен только в судебном порядке, что влечет неправомерное удержание Заказчиком денежных средств.
Вместе с тем, обеспечение контракта, предоставляется участником закупки при подписании государственного или муниципального контракта в соответствии с положениями ст. 96 Закона о контрактной системе для возникновения права заказчика на удержание части денежной суммы в случае предоставления такого обеспечения участником закупки в виде денежной суммы, перечисленной на указанный в документации о закупке счет или выставления банку, выдавшему банковскую гарантию, требования о перечислении заказчику суммы по банковской гарантии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения участником закупки обязанностей, предусмотренных контрактом, в том числе для возмещения причиненного исполнителем контракта ущерба и для удержания штрафных санкций в соответствии с положениями ч. 4, 6 ст. 34 Закона о контрактной системе.
При этом, исходя из положений п. 1 ст. 3811 Гражданского кодекса Российской Федерации, внесённые денежные средства представляют собой обеспечительный платёж, правила о котором содержатся в параграфе 8 главы 23 ГК РФ. Обеспечительный платёж обеспечивает денежное обязательство, в том числе обязательства, которые возникнут в будущем, включая обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, и обязательства, возникшие по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 1062 ГК РФ. При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности установления Заказчиком указанных положений п. 8.2 проекта государственного контракта, а также свидетельствующих о том, что включение Заказчиком в проект контракта указанных требований может вводить участников закупки в заблуждение, а также нарушает их законные права и интересы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлены следующие требования: "Специалисты Исполнителя согласно Методическим рекомендациям по техническому обслуживанию медицинской техники N293-22/233 от 27.10.2003 г. (п. 4.1.4.) должны пройти обучение на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
При заключении Контракта исполнитель предоставляет:
- документы подтверждающие допуск к работе с электроустановками, в том числе с 4 группой.
- документы подтверждающие допуск к работе с сосудами находящимися под давлением".
По мнению Заявителя указанные требования являются неправомерными требованиями к участникам закупки, ввиду того, что установление указанных требований не предусмотрено ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные требования установлены к организации, являющейся исполнителем заключенного в соответствии с положениями ст.70 Закона о контрактной системе государственного контракта, при этом указанные требования не установлены в отношении участников закупки, не заключивших государственного контракта с Заказчиком.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы о том, что вышеуказанные требования технического задания являются неправомерными требования к участникам закупки.
При этом, Заявитель обжалует вышеуказанное требование о предоставлении документов, подтверждающих допуск к работе с электроустановками, в том числе с 4 группой и документов, подтверждающих допуск к работе с сосудами, находящимися под давлением при заключении государственного контракта, поскольку предоставление указанных документов при заключении государственного контракта не предусмотрено ст. 70 закона о контрактной системе.
Ст. 70 Закона о контрактной системе, регламентирующая порядок заключения контракта по результатам проведения заказчиком закупки в форме электронного аукциона товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предусматривает ведение документооборота между заказчиком и победителем электронного аукциона за исключением направления проекта государственного обеспечения, а также документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в извещении о проведении закупки запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации отменен Указом Президента РФ от 31.05.2017 N 244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", вступившем в силу 31.05.2017, при том, что извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок 09.06.2017.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель обжалует неустановление Заказчиком в аукционной документации количества материалов, которые необходимо применить при исполнении государственного контракта, при том, что в аукционной документации указано, что замена вышедших из строя узлов осуществляется за счет средств исполнителя государственного контракта, что не позволяет участникам закупки определить объёмы выполняемых работ, а также сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в аукционной документации не установлено количество запасных частей и оборудования замены которых требуется поставить исполнителю контракта, а также не указана максимальная стоимость поставляемых товаров, в связи с тем, что объём поставляемого оборудования не представляется возможным определить на момент формирования Заказчиком аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при оказании услуг:
- в п. "Литол (1 кг)" установлено требование "Объем не менее 40 грамм", что, по мнению Заявителя, не соответствует наименованию товара;
- в п. "Лента изоляционная прорезиненная (50 м)" установлено требование "Длинна лены в одном рулоне: 20 или 50 м", что, по мнению Заявителя, не соответствует наименованию товара;
- в п. "Гипохлорит натрия (1 кг)" установлено требование к характеристике "Массовая концентрация активного хлора" без указания единицы измерения товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлены вышеуказанные требования, а также затруднился обосновать необходимость установления требований к применяемым товарам указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес-Решение" на действия ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Министерства здравоохранения Российской Федерации обоснованной в части установления требования о предоставлении документов при заключении государственного контракта, установления неправомерных требований к товарам, применяемым при оказании услуг, установления неправомерных требований к участникам закупки, а также неустановления количества товаров, применяемых при оказании услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31, п. 1, 2 ч.1 ст. 33, п. 2 ст. 42, ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии З.У. Несиев
Д.А. Орехов
Исп. Д.А. Орехов
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7707/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2017