Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7633/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Сологова Д.А.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ": Вергазова С.А.,
ООО "Рельеф": Мязитова И.И.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту входных групп строений N 1, 2 ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (Закупка N 0373200152816000296) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 03.07.2017 NМГ/32370/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, например такие как:
- п. 2 "Битумы нефтяные": Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С в диап. не шире 40 - 200 с.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, если установлено значение "в диапазоне", то указывается конкретное значение. Символы "многоточие", "тире", установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Аналогичные требования установлены по пунктам: п.15 "Лента изоляционная хлопчатобумажная для применения в неагрессивных средах", п.16 "Ленты герметизирующие алюминиевые самоклеящиеся, перфорированные", п.17 "Ленты герметизирующие алюминиевые самоклеящиеся, сплошные", п.20 "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная, кровельная, Характер разрушения когезионный", п.45 "Состав полиуретановый двухкомпонентный "Наливной пол"", п. 47 "Трубы бесшовные холоднодеформированные из коррозионностойкой стали".
Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены таким образом, что могут вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяют определить потребность Заказчика, так как требуется представить конкретное значение при одновременном указании диапазона значений согласно положениям инструкции. Таким образом, документация об аукционе составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Также, в аукционной документации установлены следующие требования к товарам:
- п. 12 "Пиломатериалы хвойных пород": Сорт: не хуже 3;
- п. 25 "Олифа для окраски, оксоль": Цвет по йодометрической шкале: не темнее 800 мг I/100 см/куб;
- п. 32 товара "Плиты акустические":Масса 1 м2 плит: легче 10,0 кг.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение установленного заказчиком показателя в соответствии с требованиями настоящей инструкции, а также, в случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции, считать, что показатели являются неизменными.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что инструкция не содержит трактования слов "не хуже", "не темнее", "легче" инструкцией не предусмотрено, что может вводить участников закупки в заблуждение и нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в аукционной документации установлены следующие требования к товарам:
- п.1 "Арматура. (Арматурные заготовки)": Выпуск: в мотках; в стержнях; Длина стержня: от 6* до 12* м; Наличие стержней длиной от 3 до 6 м: не более 7 % от массы.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", то участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что для параметры "Длина стержня" со значением "от 6* до 12* м" и "Наличие стержней длиной от 3 до 6 м" со значением "не более 7 % от массы" отсутствует возможность указания варианта "не нормируется" в отношении показателя "Выпуск" со значением "в мотках; в стержнях" если участник выберет выпуск данного товара в мотках, поскольку, в инструкции отсутствует типовое положение о случаях отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ. Таким образом, аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения установлены по пунктам: п.7 "Винты самонарезающие оцинкованные", п.37 "Проволока стальная"; п.3 "Битумы нефтяные"; п.15 "Лента изоляционная хлопчатобумажная для применения в неагрессивных средах"; п.33 "Плиты минераловатные теплоизоляционные".
4. Заказчиком в аукционной документации установлены следующие требования к товарам по п.10 "Грунтовка": рН 7 и
9,5.
Согласно инструкции по заполнению заявки в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа ",", союза "и", то участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п.5.3.1 ГОСТ Р 52020-2003 "Материалы лакокрасочные водно - дисперсионные. Общие технические условия", требование о соответствии которому установлено документацией об аукционе, значение параметра рН указано в виде диапазона значений, а именно 6,5-9,5, в то время как Заказчиком указаны два отдельных конкретных значения без указания максимального и минимального значения данного параметра, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что показатель pH является избыточной характеристикой, поскольку конкретное значение данной характеристики товара не представляется возможным указать без проведения испытаний определенной партии товара, так как данный показатель определяется по методу испытаний согласно п.9.4 ГОСТ Р 52020-2003.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к указанному товару установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, такие как:
- п. 11 "Грунтовка полиуретановая для бетона М100-М300 и других минеральных поверхностей, Межслойная выдержка не менее 16 ч, но не более 24 ч, Нанесение финишных покрытий не ранее 24 ч, но не позже, чем через 48 ч";
- п. 28 "Пластик поликарбонатный, Морозостойкость до -40 град. Цельсия, температура применения, должен выдерживать ветро- и снего- нагрузки характерные для соответствующей климатической зоны до 120";
- п. 42 "Сетка проволочная штукатурная тканая, Ячейка 5х5 мм, Переплетение проволок в сетке, должно быть правильным, без пропуска проволок, упаковка - рулон".
Согласно доводам жалобы Заявителя, поскольку графа "Наименование" является неизменяемой, то участник закупки в заявке вынужден указать неконкретные значения показателей товара, в наименовании которого содержатся слова "не менее", "не более", "не ранее", "не позже" и другие.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить относительно необходимости описания объекта закупки подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данное описание объекта закупки носит необъективный характер, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, такие как:
- п.15 "Лента изоляционная хлопчатобумажная для применения в неагрессивных средах": Масса;
- п.20 "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная, кровельная, Характер разрушения когезионный": Теплостойкость слоя;
- п.34 "Плиты облицовочные гранитные": Удельная эффективной активности естественных радионуклидов.
Заказчиком в аукционной документации установлено требование о соответствии товаров конкретным ГОСТ, в частности ГОСТ 2162 - 97 "Лента изоляционная прорезиненная. Технические условия", ГОСТ 14791-79 "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. Технические условия", ГОСТ 9480-2012 "Плиты облицовочные из природного камня. Технические условия".
Комиссией Управление установлено, что данные ГОСТ не регламентируют такие параметры как масса, теплостойкость слоя и удельная эффективность активности естественных радионуклидов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация установлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о конкретной системе.
7. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, такие как:
- п.21 "Материал рулонный гидроизоляционный, для рулонной гидроизоляции конструкций": Основа: из полимерных волокон; комбинированная; Разрывная сила при растяжении: не более 392 (40) Н (кгс).
Заказчиком в аукционной документации установлено требование о соответствии товаров конкретным ГОСТ, в частности ГОСТ 30547-97 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия".
Комиссией Управления установлено, что согласно п.4.1.10 данного ГОСТ, разрывная сила при растяжении рулонных основных битумных и битумно-полимерных материалов должна быть не менее, Н (кгс), в частности для материалов на комбинированной основе не менее 392 (40) Н (кгс). В то время как в аукционной документации установлено требование к показателю Разрывная сила при растяжении: не более 392 (40) Н (кгс). Таким образом, данное описание объекта закупки носит необъективный характер, поскольку может вводить участников закупки в заблуждение.
Аналогичные требования установлены по пункту п.22 "Материал рулонный кровельный, для устройства однослойного, верхнего и нижнего слоев многослойного кровельного ковра".
8. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлено неправомерное требование о соответствии товара по п.31 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен, квадратные, прямоугольные" регламентирующему государственному стандарту, относящемуся к иному товару.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлено требование о соответствии товаров конкретным ГОСТ, в частности п.31 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен, квадратные, прямоугольные" должен соответствовать ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия", который регламентирует другой вид керамических плиток.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данное описание объекта закупки носит необъективный характер, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
9. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, такие как:
- п. 49 товара "Электроды": Отклонения по длине зачищенного от покрытия конца: до _ 7.5 мм.
Заказчиком в аукционной документации установлено требование о соответствии товаров конкретным ГОСТ, в частности ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия", согласно п.2.1 и таблице 2 которого максимальное предельное отклонение длины зачищенного от покрытия конца электрода составляет 5 мм.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что позволяют участнику закупки указать значение, соответствующее требованиям документации об аукционе, но противоречащее государственному стандарту, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
10. Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- п. "Арматура (Арматурные заготовки)": Предел. отклонение по массе;
- п. "Битумы нефтяные": Температурой самовоспламенения;
- п. "Битумы нефтяные": Температура вспышки;
- п. "Винты самонарезающие оцинкованные": Предельное отклонение по длине;
- п. "Гвозди строительные": Отклонения длины гвоздей;
- п. "Гипсовые вяжущие (гипс) для штукатурных работ": Влажность штукатурных смесей по массе; Размер зерен; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов; Прочность сцепления затвердевших смесей с основанием; Упаковка; Масса упак. материала;
- п. "Грунтовка": Массовая доля нелетучих веществ; Условная вязкость при температуре (20_2)°С по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм; pH; Степень перетира; Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2)°С; Стойкость к статическому воздействию воды при темп. (20_2)°С;
- п. "Грунтовка полиуретановая для бетона М100-М300 и других минеральных поверхностей": Прочность пленки при изгибе; Стойкость к статическому воздействию воды при (20,0_2)°С; Стойкость пленки к статическому воздействию машинного масла при (20,0_2)°С;
- п. "Краски масляные": Массовая доля пленкообразую-щего вещества; Массовая доля летучего вещества;
- п. "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная", "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная, кровельная": Предел прочности при растяжении; Относительное удлинение при максимальной нагрузке; Водопоглощение; Консистенция; Стекание мастики при 70 °С (теплостойкость); Относительное удлинение при температуре минус 50 °С;
- п. "Материал рулонный гидроизоляционный", "Материал рулонный кровельный": Разрывная сила при растяжении;
- п. "Мука андезитовая": Объемный вес порошка; Влажность; Кислотостойкость порошка в серной кислоте H2SO4; в соляной кислоте Hcl; в уксусной кислоте CH3COOH; Фасовка";
- п. "Олифа для краски": Цвет по йодометрической шкале; Отстой; Кислотное число; Массовая доля нелетучих веществ;
- п. "Песок для строительных работ": Истинная плотность зерен должна быть; Полный остаток на сите N 063; Содержание зерен крупностью св.10 мм; Содержание зерен крупностью св.5 мм; Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм; Содержание пылевидных и глинистых частиц в песке природном; Содержание глины в комках; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов;
- п. "Песок кварцевый": Содержание двуокиси кремния; Содержание фосфора; наличие прочих примесей;
- п. "Пленка полиэтиленовая": Прочность при растяжении в продольном направлении; Прочность при растяжении в поперечном направлении;
- п. "Плитка керамическая": Твердость глазури по Моосу;
- п. "Плиты акустические": Масса 1 м2 плит;
- п. "Плиты минераловатные теплоизоляционные": Теплопроводность при температуре 25 °С; Сжимаемость; Водопоглощение при частичном погружении по массе; Содержание органических веществ по массе;
- п. "Плиты облицовочные гранитные": Средняя плотность; Удельная эффективной активности естественных радионуклидов;
- п. "Плиты теплоизоляционные": Отклонение по длине; Отклонение по ширине;
- п. "Проволока стальная": Класс цинкового покрытия; Отклонение по диаметру;
- п. "Прокладка уплотнительная пенополиуретановая подкровельная": Средняя плотность прокладок;
- п. "Растворитель": Массовая доля серы; Йодное число, йода на 100 г нефраса; Содержание фактических смол,на 100 см3;
- п. "Растворы": Минимальный расход цемента в растворе на 1 м3 сухого песка; Водоудерживающая способность; Расслаиваемость; Температура применения; Глубина погружения конуса; Свойства затвердевшего раствора в проектном возрасте: Прочность на сжатие, Средняя плотность, Морозостойкость; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф);
- п. "Смеси сухие": Прочность на сжатие;
- п. "Смесь сероасфальтобетонная литая": Размер зерен меньше 20 мм; Размер зерен меньше 15 мм; Размер зерен меньше 10 мм; Предел прочности при сжатии, при темп. 20 град. Цельсия;
- п. "Состав полиуретановый двухкомпонентный "Наливной пол", цветной": Жизнеспособность материала после смешивания компонентов при 23°С; Влажность основания; прочность основания на сжатие;
- п. "Трубы бесшовные холоднодеформированные из коррозионностойкой стали": Предельные отклонения по наружному диаметру; Предельные отклонения толщине стенки;
- п. "Электроды": Тип электродов по допустимым пространственным положениям сварки или наплавки; Вид покрытия электродов; Напряжение холостого хода с учетом отклонений; Отклонения по длине зачищенного от покрытия конца; Форма зачистки покрытия со стороны контактного торца электрода; Обозначение электродов по роду и полярности.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
На Заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что во исполнение ранее выданного предписания от 21.04.2017 по делу N2-57-4118/77-17 Заказчиком при рассмотрении заявок не учитывались неправомерные и избыточные требования к товарам.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 04.07.2017 N 0373200152816000296 на участие в аукционе подано 7 заявок, в том числе Заявителем, признанных аукционной комиссией Заказчика соответствующими требованиям аукционной документации. Таким образом, выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 11.19.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), а также на законные права и интересы Заявителя.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии Л.Н. Харченко
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7633/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2017