Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2017 г. N 2-57-7645/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела проверок государственных закупок С.С.Бугримовой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Черного С.М., Ильяшенко В.В.,
ООО "Рельеф": Мязитова И.И.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту инженерных систем в учреждениях, подведомственных ДТСЗН г.Москвы (Закупка N 0373200041517000225) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/32562/17 от 03.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно по позициям: п. "Растворы цементные" (Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте от 1200 до 2000* кг/м3), п. "Песок для дорожных работ" (Содержание песка из отсевов дробления >7 но <20 % по массе), п. "Краски масляные, готовые к применению" (Время высыхания до степени 3 при температуре (202)°C должно быть до 24* ч), п. "Смеси бетонные на щебне" (Средняя плотность бетона от 2000 до 2500* кг/м3), п. "Материал рулонный кровельный, рубероид" (Масса покровного состава от 0.5 кг/м2), п. "Плиты керамические" (Высота рифлений от 0.5* до 1 мм), п. "Смеси асфальтобетонные дорожные плотные горячие мелкозернистые" (Марка щебня по дробимости не ниже 600. Марка щебня по морозостойкости не ниже F25. Тип щебня из изверженных и метаморфических пород; из осадочных горных пород), п. "Песок для строительных работ" (Содержание песка из отсевов дробления <20 % по массе), п. "Трубы стальные электросварные прямошовные" (Предельные отклонения по общей длине кратных труб
100 мм. Предельные отклонения по длине мерных труб до 70* мм), п. "Смеси бетонные на щебне" (Марка крупного заполнителя бетонной смеси по дробимости от 800*), п. "Гвозди строительные" (Предельные отклонения на длину гвоздей
5 мм), п. "Растворы цементно-известковые" (Наибольшая крупность зерен заполнителя до 2.5* мм. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте >1000 но
2200 кг/м3), п. "Песок для строительных работ, природный" (Полный остаток на сите N063 от 5 до 45 % по массе), п. "Гвозди строительные" (Предельные отклонения на длину гвоздей
6 мм).
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил доказательств подтверждающих, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом. Кроме того, представитель Заказчика частично согласился с доводами жалобы в части установления неправомерных требований к товарам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком следующих избыточных требований: п. 10 "Трубы стальные водогазопроводные" (Толщина цинкового покрытия от 30 до 50 мкм), п. 78 "Трубы стальные водогазопроводные" (Толщина цинкового покрытия от 30 до 50 мкм).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, а также предоставил сведения от производителей, согласно которым участник закупки имеет возможность указать данные сведения при формировании заявки на участие в Аукционе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно:
1) по пп. 5, 7, 10, 31, 49, 62, 78, 81, 87 "Трубы стальные сварные" установлены требования: "Толщина стенки труб; Длина резьбы до сбега; Выдерживаемое трубами гидравлическое давление; Масса одного метра труб". Согласно доводам жалобы в вышеуказанных товарах участник декларирует значения таких показателей, как "Условный проход", "Тип резьбы" (короткая или длинная), "Тип труб" (нормальные, легкие или усиленные). Данные три параметра являются необходимыми и достаточными для идентификации товара и однозначно определяют все вышеуказанные параметры, которые являются неизменными в соответствии с ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки.
2) по пп. 17, 44, 76 "Песок" Заказчиком установлено требование: "Модуль крупности песка". Согласно доводам жалобы в вышеуказанных товарах участник декларирует значение показателя "Группа песка" (повышенной крупности, крупный, средний, мелкий, очень мелкий, тонкий, очень тонкий). Данный параметр однозначно взаимосвязан с параметром "Модуль крупности" в соответствии с ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия".
3) по пп. 42, 59, 89, 93 "Фланцы стальные" установлено требование "Масса". Согласно доводам жалобы в вышеуказанных товарах участник декларирует значения таких показателей, как "Диаметр условного прохода", "Рабочее давление", "Тип" (с выступом, с впадиной или с соединительным выступом). Требуемый Заказчиком параметр "Масса" определяется совокупностью этих параметров и является неизменным в соответствии с ГОСТ 12820-80 "Фланцы стальные плоские приварные на Р(у) от 0,1 до 2,5 МПа (от 1 до 25 кгс/кв. см). Конструкция и размеры".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки.
4) по п. "Краны муфтовый шаровой полнопроходной" установлено требование "Масса одного крана <1500 но 1300 г. Диаметр условного прохода 32 мм", по п. "Краны муфтовый шаровой полнопроходной" установлено требование "Диаметр условного прохода 25 мм. Масса одного крана
540 но <600 г", по п. "Краны муфтовый шаровой полнопроходной" установлено требование "Диаметр условного прохода 20 мм. Масса одного крана <400 но
290 г". Согласно доводам Заявителя под данные требования по параметру "Масса" не подходят существующие на рынке товары, в соответствии со сведениями от производителей, в частности "Новосибирский арматурный завод" и производственного предприятия "Пензапромарматура", а также поставщика промышленных товаров и оборудования "Комарма".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки.
5) по п. "Смеси бетонные на щебне" установлено требование "Марка крупного заполнителя бетонной смеси по дробимости от 800*. Порода крупного заполнителя бетонной смеси из осадочных пород; из изверженных пород; из метаморфических пород. Тип смеси в зависимости от показателя удобоукладываемости подвижные; жесткие; растекающиеся", по п. "Смеси бетонные на щебне" установлено требование "Средняя плотность бетона 2000; 2500; 2300, 2400 кг/м3. Марка крупного заполнителя бетонной смеси по дробимости от 800*. Порода крупного заполнителя бетонной смеси из осадочных пород; из изверженных пород, из метаморфических пород. Марка бетонной смеси в зависимости от показателя удобоукладываемости П3 или Р5 или Ж5 или Р2 или Р4 или Р3 или Ж2 или Ж3 или Р1 или Ж1 или П1 или П4 или Ж4. Тип смеси в зависимости от показателя удобоукладываемости подвижные, жесткие; растекающиеся". Согласно доводам жалобы производители и поставщики бетонных смесей не указывают в общем доступе все затребованные параметры, такие как "Марка заполнителя" и "Порода заполнителя". Данные требования относятся к сырью, из которого изготавливается бетон. Основными характеристиками, отражающими свойства бетона, являются класс по прочности, по морозостойкости, по водонепроницаемости и показатель по удобоукладываемости, которые публикуются в общем доступе. Кроме того, бетоны разделяются на типы в зависимости от показателя удобоукладываемости: жесткие, подвижные, растекающиеся. Данные типы бетонов имеют различное применение, так, растекающиеся бетоны используют для формирования ровных оснований, подвижные, в основном, для создания фундаментов с применением армирования, жесткие бетоны используются для создания элементов конструкций, таких как, например, колонны. Устанавливая требования к параметрам "Тип смеси в зависимости от показателя удобоукладываемости" и "Марка бетонной смеси в зависимости от показателя удобоукладываемости" в виде необходимости выбора из указанных типов, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, поскольку невозможно однозначно определить предназначение данного товара, так как область его применения зависит не от предложения участника, а от потребности Заказчика, которую в данном случае определить невозможно.
6) по п. "Щит IEK ЩМП-4.4.2-074 или эквивалент" установлено требование "Цвет серый и белый или темно-серый. Напряжение питания 220_240/380 В". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования могут вводить в заблуждение участников закупки, поскольку данный товар представляет из себя пустой ящик, предназначенный для установки различного оборудования. Таким образом, участнику закупки невозможно определить потребность Заказчика в части параметра "Напряжение питания", поскольку сам ящик не требует питания и производитель данного товара также не указывает данный параметр. Также, цвет ящика согласно данным производителя: RAL 7035 и RAL 7032. Согласно каталогу цветов: RAL 7035 это "Светло-серый" и RAL 7032 это "Галечно-серый". Таким образом, данный товар не может иметь цвет, установленный в требованиях Заказчиком в виде "серый и белый или темно-серый".
7) по п. "Кирпич" установлено требование "Класс по показателю средней плотности изделия 0.8, 1.0, 1.2; 1.4, 2.0; 2.4, 0.7. Кирпич по изготовлению полнотелый; пустотелый В", что может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку данные требования противоречат ГОСТ 530-2012.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.С. Бугримова
Члены Комиссии З.У. Несиев
Р.Г. Осипов
Исп. Несиев З.У.
1. ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы"
107045, Москва, пер Головин Б., 15
2. ООО "Рельеф"
142600, г.Орехово-Зуево, ул.Бабушкина, д.2а, оф.34
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-7645/77-17
о нарушении Законодательства об осуществлении закупок
06.07.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела проверок государственных закупок С.С.Бугримовой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
на основании решения Комиссии от 06.07.2017 по делу N2-57-7645/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту инженерных систем в учреждениях, подведомственных ДТСЗН г.Москвы (Закупка N 0373200041517000225) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.Аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении вторых частей заявок, заключении Государственного контракта не учитывать излишние требования к товарам, с учетом мотивировочной части решения по делу N2-57-7645/77-17.
2.Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России по делу N 2-57-7645/77-17.
3.Оператору электронной площадки, Заказчику в срок до 30.08.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, или факсимильной связи (8(495) 784-75-05) или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.С. Бугримова
Члены Комиссии З.У. Несиев
Р.Г. Осипов
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2017 г. N 2-57-7645/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2017