Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июля 2017 г. N 2-57-7611/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей ГБУ "Автомобильные дороги Южного административного округа": Сухова М.А., Ходановой Н.А.,Милановой И.В.,
в отсутствие представителей ООО "ПРОМТЕХ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/32394/17 от 03.07.2017),
рассмотрев жалобу ООО "ПРОМТЕХ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги Южного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексное благоустройство территории Южного административного округа по адресу: Сквер на Павловской ул., ул. Павловская, д.21 (Закупка N 0373200086717000248) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/32394/17 от 03.07.2017 документы и сведения.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В Приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- Для товара в пункте 3 "КАМНИ БЕТОННЫЕ БОРТОВЫЕ, НЕАРМИРОВАННЫЕ ГОСТ 6665-91. КАМНИ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ БОРТОВЫЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" Заказчиком установлены требования: "Предельное отклонение по длине камней".
- Для товара в пункте 12 "СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ГОРЯЧИЕ КРУПНОЗЕРНИСТЫЕ, МАРКА II ГОСТ 9128-2013 СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ПОЛИМЕРАСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, АСФАЛЬТОБЕТОН, ПОЛИМЕРАСФАЛЬТОБЕТОН ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" Заказчиком установлены требования: "Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 110 °С".
- Для товара в пункте 17 "РАСТВОР ГОТОВЫЙ КЛАДОЧНЫЙ ЦЕМЕНТНЫЙ ГОСТ 28013-98. РАСТВОРЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" Заказчиком установлены требования: "Наибольшая крупность зерен заполнителя".
- Для товара в пункте 24 "СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ГОРЯЧИЕ КРУПНОЗЕРНИСТЫЕ ГОСТ 9128-2013 СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ПОЛИМЕРАСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, АСФАЛЬТОБЕТОН, ПОЛИМЕРАСФАЛЬТОБЕТОН ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" Заказчиком установлены требования: "Содержание щебня".
- Для товара в пункте 15 "ПЕСОК ПРИРОДНЫЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ГОСТ 8736-2014 ПЕСОК ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" Заказчиком установлены требования: "Крупность зерен песка (максимальная)".
- Для товара в пункте 17 "РАСТВОР ГОТОВЫЙ КЛАДОЧНЫЙ ЦЕМЕНТНЫЙ ГОСТ 28013-98. РАСТВОРЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" Заказчиком установлены требования: "Наибольшая крупность зерен заполнителя".
- Для товара в пункте 31 "ПИГМЕНТЫ СУХИЕ КРАСНОГО ЦВЕТА, ЖЕЛЕЗООКИСНЫЕ ГОСТ 7195-75. КРАСИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКИЕ. ПИГМЕНТ КРАСНЫЙ Ж. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" Заказчиком установлены требования: "Красящая способность".
- Для товара в пункте 42 "ДОСКИ ОБРЕЗНЫЕ ХВОЙНЫХ ПОРОД, СУХИЕ И СЫРЫЕ ГОСТ 8486-86. ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ХВОЙНЫХ ПОРОД. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ГОСТ 24454-80 ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ХВОЙНЫХ ПОРОД. РАЗМЕРЫ" Заказчиком установлены требования: "Влажность"; "Предельные отклонения от номинальных размеров по длине"; "Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине"; "Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине".
- Для товара в пункте 45 "СРЕДСТВО БИОЦИДНОЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОТ ВСЕХ ВИДОВ БИОКОРРОЗИИ "КАРТОЦИД-КОМПАУНД", МАРКА Б1 "КАМЕННЫЙ ДОКТОР" ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ" Заказчиком установлены требования: "Концентрация водородных ионов (рН)".
- Для товара в пункте 8 "ТРУБЫ БЕСШОВНЫЕ ХОЛОДНОДЕФОРМИРОВАННЫЕ ИЗ КОРРОЗИОННОСТОЙКОЙ СТАЛИ ГОСТ 9941-81 ТРУБЫ БЕСШОВНЫЕ ХОЛОДНО- И ТЕПЛОДЕФОРМИРОВАННЫЕ ИЗ КОРРОЗИОННО-СТОЙКОЙ СТАЛИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" Заказчиком установлены требования: "Кривизна труб на любом участке длиной 1 м".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью, из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в том числе по п.8 "ТРУБЫ БЕСШОВНЫЕ ХОЛОДНОДЕФОРМИРОВАННЫЕ ИЗ КОРРОЗИОННОСТОЙКОЙ СТАЛИ ГОСТ 9941-81 ТРУБЫ БЕСШОВНЫЕ ХОЛОДНО- И ТЕПЛОДЕФОРМИРОВАННЫЕ ИЗ КОРРОЗИОННО-СТОЙКОЙ СТАЛИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" Заказчиком установлены требования: "Кривизна труб на любом участке длиной 1 м", при этом, согласно ГОСТ 9941-81 "Трубы бесшовные холодно- и теплодеформированные из коррозионно-стойкой стали. Технические условия" п. 4.4. Кривизну труб проверяют поверочной линейкой по ГОСТ 8026 и щупом по ТУ 2-034-225. п. 4.5. Диаметр и овальность труб контролируют гладким микрометром типа МК по ГОСТ 6507, скобами листовыми по ГОСТ 18360, ГОСТ 18365.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, а также обосновать возможность определения вышеуказанных характеристик без проведения испытаний конкретной партии товара, а также возможность определения данных характеристик на момент заполнения заявки участниками закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОМТЕХ" на действия ГБУ "Автомобильные дороги Южного административного округа" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
С.И. Казарин
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июля 2017 г. N 2-57-7611/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2017