Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7713/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Минздрава России: Е.В. Ярановой, Н.А. Жиделева,
ООО "Медимаркет": Л.В. Захаровой, А.А. Виноградова,
рассмотрев жалобы ООО "Медимаркет" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования (Закупки NN 0373100045317000024, 0373100045317000007) (далее - электронные аукционы, аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/32638/17 от 04.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалоб Заявителем направлены запросы о даче разъяснений положений аукционной документации, на которые не получены ответы.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Управления установлено, что Заявителем были поданы запросы на разъяснение положений аукционных документаций, в частности, со следующим текстом: "Пластины резиновые (10 кв. м) - Для какого конкретно вида оборудования (марка, модель, инвентарный номер) предполагается использование данного материала; Пластины резиновые (10 кв. м) - Для чего нужна канифоль если в перечне работ отсутствует пайка; Шайбы (по 200 шт на диаметр)- Укажите материал, из которого должны быть изготовлены шайбы; Ацетилен технический (5 л) - Разъясните для какого конкретно вида оборудования (марка, модель, инвентарный номер) применяется данный товар?", при этом Заказчиком 28.06.2017 в единой информационной системе опубликованы разъяснения положений аукционных документаций, содержащие, в частности, следующие ответы: "Пластины резиновые (10 кв. м), Пластины резиновые (10 кв. м) - В Техническом задании и Приложении N1 к техническому заданию указан рекомендуемый объем материалов и запасных частей. В соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком приведены в Приложении N1 к Техническому заданию характеристики, в соответствии с которыми участнику необходимо предложить материалы для оказания услуги в целом. Данные материалы и запасные части требуются к поставке при возникновении необходимости в процессе технического обслуживания медицинского оборудования. Все указанные заказчиком параметры составлены в соответствии с технической, эксплуатационной, сервисной документацией на оборудование, рекомендациями производителей и с действующими нормативными актами, регулирующими данный вид деятельности, а так же в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе на основании действующих государственных стандартов на требуемые материалы. Приложение N1 к Техническому заданию содержит информацию о том, каким именно государственным стандартам должны соответствовать все требуемые материалы; Шайбы (по 200 шт на диаметр) - В Приложении N1 к техническому заданию указан рекомендуемый объем материалов и запасных частей. В соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком приведены в Приложении N1 к Техническому заданию характеристики, в соответствии с которыми участнику необходимо предложить материалы для оказания услуги в целом. Данные материалы и запасные части требуются к поставке при возникновении необходимости в процессе технического обслуживания медицинского оборудования. Все указанные заказчиком параметры составлены в соответствии с технической, эксплуатационной, сервисной документацией на оборудование, рекомендациями производителей и с действующими нормативными актами, регулирующими данный вид деятельности, а так же в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе на основании действующих государственных стандартов на требуемые материалы. Приложение N1 к Техническому заданию содержит информацию о том, каким именно государственным стандартам должны соответствовать все требуемые материалы; Ацетилен технический (5 л) - В Техническом задании указан рекомендуемый объем материалов и запасных частей. В соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком приведены в Приложении N1 к Техническому заданию характеристики, в соответствии с которыми участнику необходимо предложить материалы для оказания услуги в целом. Данные материалы и запасные части требуются к поставке при возникновении необходимости в процессе технического обслуживания медицинского оборудования. Все указанные заказчиком параметры составлены в соответствии с технической, эксплуатационной, сервисной документацией на оборудование, рекомендациями производителей и с действующими нормативными актами, регулирующими данный вид деятельности, а так же в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе на основании действующих государственных стандартов на требуемые материалы. Приложение N1 к Техническому заданию содержит информацию о том, каким именно государственным стандартам должны соответствовать все требуемые материалы", что свидетельствует о том, что Заказчиком даны разъяснения положений аукционных документаций по предмету запросов.
Кроме того, согласно доводам жалоб в аукционных документациях установлены требования о представлении участником закупки конкретных показателей характеристик расходных материалов, однако не указано для какого оборудования необходимы данные материалы.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Технических заданиях аукционных документаций указан перечень обслуживаемого оборудования с указанием моделей, в свою очередь в Приложениях N 1 к Техническим заданиям аукционных документаций установлены требования к характеристикам расходных материалов.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, в какой части Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе посредством неуказания в аукционных документациях характеристик оборудования, для которого необходимы расходные материалы, с учетом того, что Заказчиком в Приложениях N1 к Техническим заданиям аукционных документаций установлены требования к необходимым расходным материалам, позволяющие определить потребность Заказчика, а также каким образом данный факт ограничивает количество участников закупки с учетом того факта, что в аукционных документациях имеется перечень обслуживаемого оборудования, в том числе с указанием марок.
Также в своих жалобах Заявитель указывает, что Заказчиком предъявлены требования к представлению в составе заявок наименования производителя товара, однако на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, в какой части аукционных документаций содержатся такие требования, при этом жалобы также не содержат указания на конкретные положения аукционной документации, содержащие вышеуказанные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводам жалоб Заказчиком в п.7 Информационных карт аукционных документаций установлены неправомерные требования к участникам закупок о наличии лицензии на право осуществления технического обслуживания медицинской техники в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также неправомерные требования в п.11 Информационных карт аукционных документаций о представлении указанной лицензии в составе заявки, поскольку согласно п.17 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" наименование данной лицензии установлено как: "Лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
Согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, в чем заключается невозможность идентификации необходимой лицензии с учетом предмета закупки, а также затруднился указать, каким образом, вышеописанное отличие в наименовании лицензии ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчиком не предусмотрено привлечение соисполнителей для оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.9 Информационных карт аукционных документаций указано, что привлечение соисполнителей не предусмотрено.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках данных закупок не предусмотрено привлечение соисполнителей, поскольку аукционными документациями установлены требования о наличии у участников закупок лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что ограничение привлечения соисполнителей, имеющих также необходимую лицензию на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Медимаркет" на действия ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Минздрава России обоснованными в части ограничения привлечения соисполнителей для оказания услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: С.И. Казарин
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
1. ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Минздрава России
119571, Москва, пр-кт Ленинский, д.117
2. ООО "Медимаркет"
125167, Москва, ул. Красноармейская, д.26, корп. 1, ком. 35
3. АО "ЕЭТП"
117312, Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-7713/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
07.07.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 07.07.2017 по делу N2-57-7713/77-17, по итогам рассмотрения жалоб ООО "Медимаркет" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования (Закупки NN 0373100045317000024, 0373100045317000007) (далее - электронные аукционы, аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику при заключении государственных контрактов по итогам проведения электронных аукционов NN 0373100045317000024, 0373100045317000007 исключить неправомерные положения аукционных документаций в части ограничения привлечения соисполнителей согласно мотивировочной части решения Московского УФАС России от 07.07.2017 по делу N2-57-7713/77-17.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедур осуществления закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 07.07.2017 по делу N2-57-7713/77-17.
3. Заказчику в срок до 31.08.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: С.И. Казарин
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7713/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017