Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июля 2017 г. N 2-57-7876/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Ш.Р. Абясова,
ООО "Рельеф": И.И. Мязитова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту в ГБОУ РОЦ N76 (Закупка N0373200041517000220) (далее - электронный аукцион, аукционн) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/33207/17 от 05.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в п.8 Технического задания установлено следующее требование: "Перед началом выполнения работ, в срок не позднее 3 рабочих дней с момента подписания Акта о передаче объекта, Подрядчик в обязательном порядке представляет для согласования Заказчиком по адресу: см. пункт 11, образцы материалов, приборов и оборудование (далее - образцы), на предмет проверки соответствия техническим характеристикам установленным Заказчиком. В случае, если образцы не утверждены, то новые образцы должны быть предоставлены в течение 1 рабочего дня. В случае, если вторые представленные образцы не соответствует требуемым техническим характеристикам, Заказчик вправе расторгнуть Государственный контракт в одностороннем порядке. При наличии споров с Заказчиком о причинах несоответствия образцов требованиям Заказчика, Подрядчик за свой счет имеет право провести экспертизу товара с привлечением независимых экспертов. Срок проведения экспертизы - не более 1 рабочего дня с момента выявления несоответствий. При непредоставлении Заказчику для согласования вышеуказанных образцов допуск к работам считать невозможным", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку расчет стоимости образцов не включен в НМЦК, при этом использование в качестве образцов, например, кабелей, которые согласно аукционной документации требуются к использованию при выполнении работ, делает их непригодными для дальнейшего применения в процессе выполнения работ.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на основании п.8 Технического задания Заказчиком проводится проверка характеристик товаров, указанных в заявке, на предмет их соответствия документам о качестве без проведения каких-либо испытаний образцов товаров. Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился указать, каким образом из положений п.8 Технического задания следует вышеуказанное утверждение, а также в какой части аукционной документации установлено требование о представлении Подрядчиком документов о качестве для проведения вышеописанной проверки. Также с учетом вышеизложенного, представитель Заказчика затруднился пояснить, с какой целью п.8 Технического задания установлено требование о представлении образцов материалов, приборов и оборудования.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился указать, каким положением аукционной документации определен срок и порядок проведения Заказчиком указанной проверки, а также какие документы оформляются Заказчиком при утверждении или неутверждении представленных образцов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Кроме того, согласно ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленное Заказчиком положение п.8 Технического задания не основано на нормах ст.94 Закона о контрактной системе и противоречит положениям п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам по следующим позициям:
- п.34 "Смеси асфальтобетонные дорожные": В зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке смеси - должны быть горячие; Применение - должно быть для обустройства нижних слоев покрытий. Заявитель утверждает, что горячие смеси применяются только для обустройства верхних слоев покрытий.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что аукционной документацией установлено также требование к типу смеси товара по п.34: "должен быть А, Б", при этом, согласно положениям п.4.1.6 соответствующего ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" смеси и асфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов подразделяют на марки, указанные в таблице 1, согласно которой типы смесей А и Б относятся к горячему виду смесей. В свою очередь, п.4.1.8 ГОСТ 9128-2013 установлено, что зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать установленным в таблице 2 для нижних слоев покрытий и оснований и в таблице 3 - для верхних слоев покрытий. При этом, согласно положениям Таблиц 2 и 3 типы смесей А и Б применяются как для обустройства верхних слоев, так и нижних слоев.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, согласно которым горячие смеси типа А и Б применяются исключительно для обустройства верхних слоев покрытий.
- п.100 "Сетка проволочная тканая": сетка - не должна иметь механических повреждений, перегибов, разорванных и сшитых мест; номер сетки - должен быть не менее 5 но не более 8, плотность сетки - должна быть Н. Указанные требования, по мнению Заявителя, являются избыточными, поскольку согласно положениям соответствующего ГОСТ 3826-82 "Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия" показатели данных характеристик не входят в условное обозначение сетки.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что согласно положениям п.1.4 ГОСТ 3826-82 пример условного обозначения сетки с номинальным размером стороны ячейки в свету 0,63 мм, из проволоки диаметром 0,25 мм из низкоуглеродистой стали, группы 2 установлен как "Сетка 2-063-025 НУ ГОСТ 3826-82". В свою очередь, согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 3826-82 номер сетки напрямую зависит от номинального размера стороны ячейки в свету, так на примере вышеуказанного условного обозначения и согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 3826-82 номеру сетки 063, на который имеется указание непосредственно в условном обозначении сетки, соответствует значение номинального размера стороны ячейки в свету 0,63 мм. При этом, требуемым номерам сетки в диапазоне "не менее 5 но не более 8" на основании
Приложения 1 ГОСТ 3826-82 соответствуют плотности сетки Н и М, в свою очередь Заказчиком определено неизменяемое требуемое значение плотности Н.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, согласно которым номер сетки и плотность сетки являются избыточными характеристиками, в частности, свидетельствующие о том, что на момент подачи заявки участнику закупки не могут быть известны данные значения характеристик товара и конкретные значения указанных характеристик возможно определить только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара.
- п. 137 "Прокат толстолистовой": марка стали - должна быть Ст2сп, Ст5сп; Ст4сп, Ст3сп; категория проката - должна быть 6 но
1; прокат изготовлен - в горячекатаном состоянии, в упрочненном состоянии. Заявитель считает, что данные требования противоречат п.2.1.6 ГОСТ 14637-98 "Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия", согласно которому прокат категорий 1-5 изготовляют в горячекатаном состоянии, категории 6 - в упрочненном состоянии, в связи с чем участник закупки может выбрать только марки стали Ст4сп, Ст3сп.
Вместе с тем, на основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п.2.1.6 указанного ГОСТ 14637-98 допускается изготовление проката категорий 1-5 в упрочненном с прокатного нагрева состоянии или после контролируемой прокатки, в связи с чем, требование Заказчика не противоречит положениям соответствующего стандарта.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Также Заявитель обжалует установление неправомерных требований к товарам по следующим позициям:
- по п.44 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" Заказчиком установлены, например, такие требования как: Стойкость наружной оболочки к растрескиванию, Стойкость изоляции к растрескиванию, Термический барьер поверх токопроводящих жил, Стойкость кабелей к воздействию повышенной влажности воздуха при температуре среды до 35 °С, Изолированные жилы многожильных кабелей скручены в сердечник правосторонней скруткой с шагом скрутки и т.д. При этом, Заявитель указывает, что согласно п.4.7 соответствующего ГОСТ 31996-2012 "Кбели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" в условное обозначение кабелей должны входить: - марка кабеля с добавлением через дефис буквы Т (для кабелей в тропическом исполнении), через пробел - группы цифр (через знак умножения), обозначающих число и номинальное сечение основных токопроводящих жил. Для кабелей с нулевой жилой или жилой заземления меньшего сечения через знак сложения добавляют число и номинальное сечение нулевой жилы или жилы заземления (через знак умножения). Для кабелей с жилами равного сечения допускается не проводить деление жил на группы.
За цифрами, обозначающими номинальное сечение жил, добавляют буквы: ок, ос, мк или мс по 4.1, перечисление и). Затем (без пробела, в скобках) при наличии в кабелях нулевой жилы добавляют букву N, жилы заземления - РЕ. При наличии в конструкции кабеля и той и другой жилы в обозначение вводят буквы N, PE. Допускается не указывать тип конструктивного исполнения токопроводящих жил в кабелях с номинальным сечением жил до 16 мм включительно; - значение номинального напряжения (через тире); -обозначение технических условий на кабель конкретной марки (через пробел). Пример условного обозначения кабеля марки ABBГнг(A)-LS в климатическом исполнении УХЛ, с тремя токопроводящими алюминиевыми однопроволочными жилами секторной формы номинальным сечением 70 мм, с нулевой однопроволочной жилой секторной формы номинальным сечением 35 мм, на номинальное напряжение 1 кВ: Кабель ABBГнг(A)-LS 370ос+135oc(N)-1 ТУ*. По мнению Заявителя, требуемые параметры являются излишними, поскольку регламентируются ГОСТ 31996-2012 в зависимости от основной марки и основных параметров, из которых складывается обозначение кабелей.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Управления представитель Заказчика не представил документы и сведения, согласно которым значения вышеуказанных параметров характеристик товара возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара, а также свидетельствующие о том, что значения указанных характеристик известны участнику закупки на момент формирования заявки.
- п.100 "Сетка проволочная тканая": Закрайка- должны быть с закрайкой или без закрайки - что не определяет конкретную потребность Заказчика в наличии у товара определенной характеристики.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.07.2017 N0373200041517000220 на участие в аукционе подано 7 заявок, 6 заявок допущены к участию в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеописанным основаниям.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной в части установления неправомерного требования п.8 Технического задания; установления неправомерных требований к товарам по п.100 и п. 44.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
1. ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы"
107045, Москва, Б. Головин пер., д. 15
2. ООО "Рельеф"
142600, Орехово-Зуево, ул.Бабушкина,д. 2а, оф. 34
3. АО "ЕЭТП"
117312, Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-7876/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
10.07.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 10.07.2017 по делу N2-57-7876/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту в ГБОУ РОЦ N76 (Закупка N0373200041517000220) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику при заключении государственного контракта по итогам проведения электронного аукциона N 0373200041517000220 исключить положение п.8 Технического задания относительно представления Подрядчиком перед началом выполнения работ для согласования Заказчиком образцов материалов, приборов и оборудования согласно мотивировочной части решения Московского УФАС России от 10.07.2017 по делу N2-57-7876/77-17.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения Московского УФАС России от 10.07.2017 по делу N2-57-7876/77-17.
3. Заказчику в срок до 31.08.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии А.С Спирякова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июля 2017 г. N 2-57-7876/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017