Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 июля 2017 г. N 2-57-7922/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ": М.А. Баязитова, а также в отсутствие представителей ООО "СтройМонтаж", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/33481/17 от 06.07.2017),
рассмотрев жалобу ООО "СтройМонтаж" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в помещениях, расположенных на 5 этаже 15 строения ГБУЗ "ГКБ N4 ДЗМ (Закупка N 0373200025516000204) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/33481/17 от 06.07.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта отсутствует срок возврата Заказчиком Поставщику (Подрядчику, Исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На заседании Комиссии Управления установлено, что п.9.3 проекта государственного контракта содержит следующее положение: "Денежные средства возвращаются Заказчиком Подрядчику по истечению срока действия данного обеспечения в срок до "__" ________ 201_ г. Денежные средства возвращаются на банковский счет Подрядчику, указанный в статье "Адреса и реквизиты сторон", что не соответствует положениям ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе предусмотрено обязательное условие о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно, по товарам:
- п. "Битумы нефтяные, строительные: Массовая доля воды";
- п. "Винты самонарезающие оцинкованные: Твердость винтов HRC";
- п. "Цемент общестроительный: Содержание активных минеральных добавок";
- п. "Плитка керамическая - керамогранит: Разнотолщинность; Высота рифлений на монтажной поверхности плиток; Степень износостойкости; Водопоглощение; Кривизна лицевой поверхности";
- п. "Грунтовка акриловая на латексной основе: Время полного высыхания; Расход";
- п."Электроды: Разность толщины покрытия в диаметрально противоположных участках электрода";
- п."Болты строительные с гайками и шайбами (комплект), стальные: Твердость шайбы";
- п."Шурупы с потайной головкой: Допустимое притупление вершин резьбы шурупов";
- п. "Грунтовка водно-дисперсионная глубокопроникающая: Время высыхания";
- п. "Умывальники керамические полукруглые, типа "Тюльпан": Водопоглощение";
- п. "Мойки стальные эмалированные, в комплекте со смесителем, сифоном, комплектом кронштейнов: неравномерность толщины эмалевого покрытия";
- п. "Смеси сухие цементно-песчаные, клеевые для плиточных работ: Влажность; Содержание в смеси зерен размером более 0,63 мм; Максимальная крупность заполнителя; Водоудерживающая способность смесей, готовых к применению";
- п. "Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные: Максимальная крупность заполнителя; Влажность; Водоудерживающая способность; Глубина погружения конуса; Содержание зерен наибольшей крупности";
- п. "Материал рулонный кровельный: Водопоглощение в течение 24 ч,; Справочная масса рулона";
- п. "Краски водно-дисперсионные: Укрывистость высушенной пленки; Смываемость пленки краски; Расход краски на один слой";
- п. "Грунтовка антикоррозионная водно-дисперсионная: Адгезия покрытия; Эластичность пленки при изгибе; Стойкость покрытия к статическому воздействию воды при температуре (20+2) °С; Стойкость покрытия к статическому воздействию раствора хлористого натрия с массовой долей 3 % при температуре (20+2) °С; Стойкость покрытия к статическому воздействию химически агрессивных сред при температуре (20 _ 2) °С; Время высыхания: для грунтовок естественной сушки до степени 3 при температуре (20_2) °С";
- п. "Растворы цементно-известковые: Водоудерживающая способность растворных смесей; Наибольшая крупность зерен заполнителя; Норма подвижности по погружению конуса; Значения удельной эффективной активности естественных радионуклидов заполнителя Аэфф ; Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте; Содержание золы-уноса в растворной смеси; Количество извести известкового молока; Расслаиваемость свежеприготовленных смесей; Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения от установленной проектом";
- п. "Смеси сухие штукатурные цементно-песчаные для внутренних и наружных работ выравнивающие: Содержание цемента; Крупность заполнителя; Расслаиваемость растворной смеси; Средняя плотность раствора из смеси; Водоудерживающая способность смесей; Норма подвижности по погружению конуса";
- п. "Растворы цементные: Водоудерживающая способность растворных смесей; Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте; Содержание золы-уноса в растворной смеси; Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения от установленной проектом; Норма подвижности по погружению конуса; Наибольшая крупность зерен заполнителя";
- п. "Гипсовое вяжущее: Сроки схватывания начало; Максимальный остаток на сите с размером ячеек в свету 0,2 мм";
- п. "Бруски хвойных пород обрезные: Влажность древесины";
- п. "Краски масляные цветные МА-15: Укрывистость невысушенной пленки краски; Расход краски на однослойные покрытия; Степень перетира";
- п. "Краски масляные МА-15 - сурик железный: Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С; Степень перетира";
- п. "Олифа для окраски "Оксоль": Массовая доля нелетучих веществ; Отстой по объему; Сиккативы; Масло для изготовления олифы";
- п. "Грунтовка ВД-АК: pH";
- п. "Сталь полосовая: Предельные отклонения по ширине".
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Например, согласно п.4. "Методы испытаний" ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия (с Изменениями N 2-6)" укрывистость и твердость пленки определяют на стекле для фотографических пластинок размером 9х12-1,2 по ТУ 21-0284461-058
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройМонтаж" на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, ч.13, ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" по делу N 2-57-7368/77-17 от 29.06.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Д.А. Сологов
А.С. Спирякова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 июля 2017 г. N 2-57-7922/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017