Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7723/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО": Н.А. Ходановой, а также в отсутствие представителей ГБУ г. Москвы "Жилищник района Царицыно", а также ООО "Ваши Окна 33", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/32788/17 от 04.07.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Ваши Окна 33" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Царицыно" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по замене оконных блоков в МКД района Царицыно в 2017 году (Закупка N 0373200086717000537) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
В соответствии с письмом Московского УФАС России исх. NМГ/32788/17 от 04.07.2017, на заседание Комиссии Заказчик обязан представить документы и сведения предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе, в частности: документацию об аукционе, изменения в документацию об аукционе, заявки на участие в аукционе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы аукциона, аудио, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа или аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке. В нарушение требований ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе, а также в нарушение требования Московского УФАС России исх. NМГ/32788/17 от 04.07.2017, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы (вх N.30844-ЭП/17 от 30.06.2017) по существу Заказчиком не представлены запрашиваемые документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1) На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно, по товарам:
1. п."Пиломатериалы хвойных пород (бруски) (тип 2) (объем: 50% от общего объема товара)": "Биологические повреждения: червоточина (на любом однометровом участке длины)"; "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов"; "Трещины: пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец, длиной";
2. п."Олифа оксоль": "Условная вязкость по вискозиметру типа В З-246 (или В З-4) с диаметром сопла 4 мм при температуре (20.0 _ 0.5)° С"; "Температурные пределы воспламенения: нижний, верхний"; "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2)° С"; "Температура вспышки в закрытом тигле"; "Температура вспышки, воспламенения в открытом тигле";
3. п."Блок оконный, п.21 Блок оконный": "Предел водонепроницаемости"; "Оконные приборы выдерживают сопротивление крутящему моменту сил, приложенных к ручке"; "Отклонение от прямолинейности кромок деталей рамочных элементов на любом участке элемента окна на 1 м длины"; "Объемная воздухопроницаемость при ДР=100 Па"; "Сопротивление статическим нагрузкам перпендикулярно плоскости створки"; "Показатель приведенного сопротивления теплопередаче"; "Сопротивление ветровой нагрузке"; "Оконные приборы выдерживают сопротивление нагрузке, приложенной к ограничителю угла открывания в режиме проветривания";
4. п."Олифа натуральная": "Условная вязкость по вискозиметру типа В З-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20 _ 0.5 ° С"; "Время высыхания до степени 3 при температуре 20 _ 2 ° С"; "Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре 20_2 °С";
5. п."Краски масляные МА-22 (тип 3)": "Массовая доля пленкообразующего вещества"; "Массовая доля летучего вещества"; "Условная вязкость краски по вискозиметру типа В З-246 (или В З-4) при температуре (20_0.5) С"; "Укрывистость невысушенной пленки краски"; "Время высыхания однослойного, двухслойного покрытия краски при температуре (20_2) ° С"; "Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) ° С"; "Степень перетира"; "Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2) ° С"; "Твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ, типа М-3";
6. п."Растворы строительные (тип 4), п.24 Растворы строительные (тип 2)": "Минимальная температура растворных смесей в момент использования"; "Норма подвижности по погружению конуса"; "Водоудерживающая способность растворных смесей"; "Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте"; "Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения"; "Погрешность дозирования для вяжущих материалов, заполнителей, воды и добавок"; "При подогреве заполнителей их температура в зависимости от применяемого вяжущего"; "Расслаиваемость свежеприготовленных смесей";
7. п."Гипсовые вяжущие (гипс)": "Предел прочности образцов-балочек размерами 40х40х 160 мм в возрасте 2-х часов при изгибе"; "Предел прочности образцов-балочек размерами 40х40х 160 мм в возрасте 2-х часов при сжатии"; "Степень помола: остаток на сите с размерами ячеек в свету 0.2 мм".
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не явился, а также Заказчиком не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что согласно положениям ГОСТ 32389-2013 "Олифы" в том числе, согласно п. 5.3.1. ГОСТ 32389-2013 такие характеристики олифы как температура вспышки в закрытом тигле регламентируется ГОСТ 9287-59 "Масла растительные. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле", согласно которому аппарат нагревают газовой, бензиновой или спиртовой горелкой или электричеством. В течение всего периода нагревания производят непрерывное перемешивание масла пружинной мешалкой с частотой вращения 1 с. Только в момент испытания на вспыхивание перемешивание прекращают. Сначала нагревание ведут на полном пламени с таким расчетом, чтобы температура достигла 170°С в течение 15-20 мин, после чего нагревание замедляют.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подобного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - инструкция) содержится следующее требование: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе их обязательным и рекомендуемым приложениям: ГОСТ 10503-71, ГОСТ 11652-80, ГОСТ 125-79, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 190-78, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 25346-2013, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 283-75, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 7481-2013, ГОСТ 8486-86", что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку, в инструкции не содержится указание на соответствие конкретных товаров определенным ГОСТ из вышеперечисленных, что по мнению Заявителя может препятствовать корректному формированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а также ГОСТ.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования первой части заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а также указанных в инструкции государственных стандартов, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ваши Окна 33" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Царицыно" обоснованной в части установления избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Е.А. Дейнега
А.С. Спирякова
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7723/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017