Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2017 г. N 2-57-7996/77-17
На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 проведена внеплановая проверка действий ГБУ г. Москвы "Жилищник района Братеево" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту футбольного поля по адресу: ул. Братеевская, д.23, корп.4 (Закупка N 0373200086717000545) (Закупка N 0373200086717000545).
Состав Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
Заместитель Председателя комиссии - заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридина,
Члены комиссии:
Главный государственный инспектор отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипов,
Ведущий специалист-эксперт отдела проверок государственных закупок А.С. Спирякова,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Меракус-Девелопмент" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Братеево" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту футбольного поля по адресу: ул. Братеевская, д.23, корп.4 (Закупка N 0373200086717000545).
Вместе с тем, указанная жалоба (вх. N 32007-ЭП/17 от 06.07.2017) отозвана Заявителем в соответствии с ч. 15 ст. 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/34063/17 от 10.07.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1)На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно, по товарам:
- п. "Песок Тип 1": "Содержание зерен крупностью св. 10 мм; Содержание зерен крупностью св. 5 мм; Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм; Содержание пылевидных и глинистых частиц; Содержание глины в комках; Влажность песка";
- п. "Щебень Тип 1": "Группа щебня по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы; Содержание фракции св.10 до 20 мм в смеси; Содержание зерен слабых пород; Содержание фракции св.20 до 40 мм в смеси; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы; Содержание пылевидных и глинистых частиц; Содержание глины в комках";
- п. "Щебень Тип 2": "Группа щебня по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы; Содержание зерен слабых пород; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы; Содержание пылевидных и глинистых частиц; Содержание глины в комках";
- п. "Бетонные смеси": "Жесткость бетонной смеси; Истираемость бетона; Наибольшая крупность заполнителя; По скорости набора прочности; Содержание фракции свыше 20 до 40 мм в крупном заполнителе; Морозостойкость бетона; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе; Средняя плотность зерен крупного заполнителя; Содержание фракции от 5(3) до 10 мм в крупном заполнителе; Осадка конуса; Класс прочности бетона на растяжение при изгибе; Расплыв конуса; Содержание фракции свыше 10 до 20 мм в крупном заполнителе; Водонепроницаемость бетона";
- п. "Растворы строительные": "Норма подвижности по погружению конуса";
- п. "Крошка резиновая": "Относительная плотность; Условная прочность при растяжении; Условное напряжение при 400% удлинении; Относительное удлинение при разрыве; Влажность; Температура плавления; Вязкость";
- п. "Песок Тип 2": "Модуль крупности; Содержание зерен крупностью св. 10 мм; Содержание зерен крупностью св. 5 мм; Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм; Содержание пылевидных и глинистых частиц";
- п. "Сталь листовая": "Тип стали; По равномерности толщины цинкового покрытия; Класс толщины покрытия; Толщина покрытия; Для оцинкованной стали (при использовании); Для оцинкованной стали(при использовании); Уменьшенная разнотолщинность цинкового покрытия";
- п. "Эмульсия битумная: Содержание вяжущего с эмульгатором".
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Например, согласно ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" морозостойкость бетона регламентирует ГОСТ "Бетоны. методы определения морозостойкости. Общие требования", согласно п.4.3 которого морозостойкость бетона определяют в проектном возрасте (после итоговых испытаний), установленном в нормативно-технической и проектной документации, при достижении им прочности на сжатие, соответствующей его классу (прочности).
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 23.06.2017 N РД1", в котором отсутствует текст запроса.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в составе документа "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 23.06.2017 N РД1" отсутствует указание на предмет запроса.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1. Государственным заказчиком - ГБУ г. Москвы "Жилищник района Братеево" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту футбольного поля по адресу: ул. Братеевская, д.23, корп.4 (Закупка N 0373200086717000545) нарушены положения п.1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Управления А.С. Спирякова
Р.Г. Осипов
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2017 г. N 2-57-7996/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017