Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7732/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ": Вергазова С.А.,
в отсутствие представителей Заявителя ООО "ЮГ-ДИСТРИБЬЮШН", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N МГ/32802 от 04.07.2017.
рассмотрев жалобу ООО "ЮГ-ДИСТРИБЬЮШН" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту входных групп строений N 1, 2 ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (Закупка N 0373200152816000296) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/32802 от 04.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком даны разъяснения положений документации, которые изменяют суть документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии Управления установлено, что участником закупки в адрес Заказчика направлен запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации, а именно: "Уважаемый Заказчик! В п. 2 товара "Битумы нефтяные" установлено следующее требование: Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С в диап. не шире 40 - 200 с. Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: Если установлено значение "в диапазоне", то указывается конкретное значение; Символы "многоточие", "тире", установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. Вопрос: При таком явном противоречии одного положения инструкции другому, каким образом участнику составлять первую часть заявки? Какое значение будет удовлетворять требованию Заказчика - 50-190 с или конкретное значение, например 60 с? Аналогичные нарушения в:
- п. 15 товара "Лента изоляционная хлопчатобумажная для применения в неагрессивных средах". Параметр: Температура применения
- в п. 16 товара "Ленты герметизирующие алюминиевые самоклеящиеся, перфорированные". Параметр: Температура применения
- в п. 17 товара "Ленты герметизирующие алюминиевые самоклеящиеся, сплошные". Параметр "Температура применения"".
Заказчиком размещены разъяснения положений аукционной документации со следующим указанием: "Во всех перечисленных случаях, где используется обозначение "многоточие", "тире" требуется указать диапазонное значение".
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком, в нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, даны разъяснения положений документации, изменяющие её суть.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам с использованием несуществующих единиц измерения, что может вводить участников закупки в заблуждение.
п. 1 "Арматура.(Арматурные заготовки)": "Площадь поперечного сечения стержня не более 0,785 см2";
п. 19 "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная, характер разрушения когезионный": "Предел прочности при растяжении в диапазоне не шире от 0,08 до 0,15 кгс/см2";
п. 24 "Мука андезитовая": "Объемный вес порошка От 1500* до 1700* кг/м3".
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы, а также пояснил, что при формировании аукционной документации произошла техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены требования к товарам следующим образом с использованием символа ",".
п. 4 "Болты строительные": "Номинальная площадь поперечного сечения Менее 61,2, Высота головки Не более 6,4",
п. 7 "Винты самонарезающие оцинкованные": "Шаг резьбы от 1,5* до 2,5*, Высота головки от 2,20* до 3,00*, Глубина шлица В диапазоне от 0,8* до 2,8*; от 1,55* до 3,20*, Диаметр крестообразного шлица от 4,0* до 7,2*, Предельное отклонение по длине в диапазоне не шире от -1,05* до +1,05*",
п. 16 "Ленты герметизирующие алюминиевые самоклеящиеся, перфорированные": "ширина ленты: 10, 15 и 30",
п. 39 "Растворитель": "Йодное число, йода на 100 г нефраса Не более 1.3",
п. 49 "Электроды": "Номинальный диаметр электрода, определяемый диаметром стержня 4, 5, 6".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки заказчик указал следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа ",", союза "и", то участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчик разделяет символом "," числовые значения, которые являются десятичными дробями, а так же использует символ "," как необходимость указания всех значений или диапазонов значений.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы, а также пояснил, что при формировании аукционной документации произошла техническая ошибка.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, неправомерных требований к товарам и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В форме 2 установлены требования, так например:
п. 9 "Гипсовые вяжущие (гипс) для штукатурных работ для выравнивания и оштукатуривания бетонных, каменных, кирпичных, гипсовых и других поверхностей при проведении внутренних работ при строительстве, ремонте и реконструкции зданий и сооружений": "Масса упак. материала от 5* до 50*; [от 1000] кг";
п. 1 "Арматура.(Арматурные заготовки)": "Предел. отклонение по массе от - 7* до +9*, Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С в диап. не шире 40 - 200, Температурой самовоспламенения не ниже 300";
п. 2 "Битумы нефтяные": "Температура вспышки не менее 240, Массовая доля парафина не более 5";
п. 10 "Грунтовка": "Содержание нелетучих веществ не менее 50";
п. 19 "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная, характер разрушения когезионный": "Относительное удлинение при температуре минус 50 °С не менее 7,0, Миграция пластификатора не допускается";
п. 24 "Мука андезитовая": "Влажность не более 0,2, Кислотостойкость порошка в серной кислоте H2SO4 не менее 97",
п. 25 "Олифа для окраски, оксоль": "Массовая доля нелетучих веществ от 54,5* до 55,5*";
п. 26 "Песок для строительных работ": "Модуль крупности не менее 2, Истинная плотность зерен должна быть от 2* до 2,8*, Полный остаток на сите N 063 до 45, Содержание зерен крупностью св.10 мм не более 5".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются избыточными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению количества потенциальных участников аукциона. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров и в сопроводительных документах. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает участника возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы, а также пояснил, что при формировании аукционной документации произошла техническая ошибка.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЮГ-ДИСТРИБЬЮШН" на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.С. Бугримова
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Д.А. Сологов
Исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июля 2017 г. N 2-57-7732/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017