Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2017 г. N 2-57-8007/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок
А.С. Спиряковой,
при участии представителей ФГУП "НПЦАП": Т.С. Ляде, Ю.П. Иванова, а также при участии представителя ООО "ФАВОРИТ": П.А. Андронова,
рассмотрев жалобы ООО "ФАВОРИТ" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "НПЦАП" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на ремонт зданий (Закупки NN 0573100008317000353, 0573100008317000355) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении указанных электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N
МГ/34059/17 от 10.07.2017).
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционных документаций в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1) На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалоб на предмет установления в аукционных документациях неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционах, а именно, по товарам: п."Пена монтажная: "Плотность; Время высыхания поверхности; Время затвердевания; Последующее расширение; Температура самовозгорания затвердевшей пены; Поглощение воды в затвердевшем состоянии, менее; Прочность при растяжении, менее;Прочность при сжатии, менее"; п."Герметик силиконовый: "Плотность; Уровень прессования; Высыхание поверхности (23 град. С, 50 % влажность); Скорость вулканизации (23 град. С, 50 % влажность; Термостойкость в затвердевшем вид; Твёрдость (Shore A, ISO 868; Модуль упругости при 100 % удлинении; Удлинение при разрыве; Предел прочности"; п."Лента предварительно сжатая: Паропроницаемость; Расширение ленты при температуре 0°С; Расширение ленты при температуре +30°С; Тип; Максимальное расширение в разжатом состоянии; Деформационная устойчивость; Теплопроводность; Прочность на разрыв"; п. "Гипсовые вяжущие ГОСТ 125-79: Срок схватывания:начало; конец; Степень помола может быть; максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм"; п. "Панели потолочные с комплектующими: Влагостойкость Способность плит функционировать без провисания; Влагостойкость; Светоотражение; Звукопоглощение; Вес"; п. "Смеси клеевые (клей) для стеклообоев: Время приготовления раствора(при использовании сухой смеси); Окончательное схватывание; Время сохранения свойств готового раствора клея"; п. "Сталь листовая оцинкованная горячекатаная, ГОСТ 14918-80: Масса 1 м2 оцинкованной стали"; п. "Доски подоконные пластиковые: Модуль упругости при растяжении; Ударная вязкость по Шарпи; Температура размягчения по Вика; Термостойкость при150°С в течение30мин; Изменение цвета белых профилей после облучения" и другие.
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. При этом, согласно п.4 "Проведение испытаний" ГОСТ 21751-76 "Герметики. Метод определения условной прочности, относительного удлинения при разрыве и относительной остаточной деформации после разрыва" для измерения удлинения при разрыве для товара по п."Герметик силиконовый" образцы выдерживают в термической криогенной камере (15_5) мин после установления в ней температуры испытания.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2) На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалоб Заявителя на предмет установления неправомерных требований к используемым при выполнении работ товарам.
Комиссией Управления установлено, что при составлении аукционной документации Заказчик в Форме 2, так, например, по п. "Пена монтажная" включил параметр "Поглощение воды в затвердевшем состоянии, менее" в графу "Требуемый параметр", содержащую описание характеристики и не подлежащую корректировке участником закупки, а в графе "Требуемое значение" установил следующую характеристику: "12", содержащую диапазон максимальных и минимальных значений, который должен заполнить участник закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
3) На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалоб Заявителя на предмет установления неправомерных требований к товарам, которые могут вводить участников закупок в заблуждение, поскольку в составе аукционной документации присутствуют две инструкции по заполнению заявки, положения которых противоречат друг другу и не дают возможности участнику представить верные показатели, а именно: в соответствии с частью V документа "Документация 68.doc", размещенного в составе аукционной документации, Инструкция по заполнению заявки содержит следующие указания: В случае если при описании товаров в Техническом задании указаны следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей
2) показатели, для которых указаны варианты значений.
3) показатели, значения которых не могут изменяться.
4) показатели, для которых установлены диапазоны значений.
При описании характеристик товаров:
По первому виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения или значения, находящиеся в диапазоне значений, определенных Заказчиком. По второму виду показателей участники выбирают конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений на выбор и в соответствии с характеристиками товара (ов) предлагаемых участником. В случае установления возможности выбора нескольких конкретных значений, участник вправе выбрать/определить несколько конкретных значений; (Варианты значений установлены словом "или"). По третьему виду показателей участники указывают конкретное значение. Данный вид показателя участник не вправе изменять. Показатели могут иметь как одно конкретное значение, так и несколько перечисляемых через запятую. По четвертому виду показателей участник размещения заказа указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границе диапазона. Вместе с тем, в сведениях о конкретных показателях не установлено, какие показатели относятся к первому, второму, третьему или четвертому виду: например, п. "Профиль направляющие ГОСТ 149-80, ГОСТ 19904-90, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 3640-94, ГОСТ 6009-74, ГОСТ 7566-94": Толщина": "0,5-0,6 мм", при этом, согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), размещенной в составе документа "Общие требования ККС.doc" аукционной документации "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлена Инструкция таким образом, что не позволяет участникам закупок корректно сформировать заявки на участие в аукционах, а также приходит к выводу об обоснованности данного довода жалоб и о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4) Комиссией Управления рассмотрен довод жалоб Заявителя на предмет установления Заказчиком неправомерного требования к выполнению работ, а именно: на территорию предприятия допускаются работники подрядных организаций - только граждане РФ, что, по мнению Заявителя, ограничивает круг потенциальных подрядчиков, а действующим законодательством не запрещено привлечение к работам иностранных граждан.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование о допуске на территорию предприятия граждан РФ сформулировано в связи со статусом предприятия - особо режимное, в соответствии с постановлениями Правительства от 05.01.2004 г. N 3-1 (пункт 38) и от 16.04.2012 г. N 465-РС.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем на Заседании Комиссии в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие доводы жалоб и каким образом вышеуказанные требования влекут к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФАВОРИТ" на действия ФГУП "НПЦАП" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также в части установления противоречивых положений Инструкции, вводящих участников закупки в заблуждение.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
А.С. Спирякова
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2017 г. N 2-57-8007/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017