Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГКУ г. Москвы "Инженерная служба района Нагатино-Садовники": Калик А.А., Елизаровой И.А.,
ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЮАО": Ходановой Н.А., в отсутствие представителей ООО "Квадрострой", уведомлены письмом Московского УФАС России от 10.07.2017 NМГ/33799/17,
рассмотрев жалобу ООО "Квадрострой" (далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "Инженерная служба района Нагатино-Садовники" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий района Нагатино-Садовники по адресу: Нагатинская наб., д.14, к.1; д. 10, к. 3; д. 12, д. 14, к. 3 (Закупка N 0373200086717000640) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.07.2017 NМГ/33799/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя из положений из положений аукционой не представляется возможным определить объем необходимых для выполнения работ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что 11.07.2017 Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя инструкция по заполнению содержит противоречивые положения чтения слов и символов.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что инструкция по заполнению первых частей заявки содержит следующие положения:
- В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
- В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
- В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой.
- В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символ "запятая" и союзом "или" - участнику закупки необходимо предоставить в заявке значения с учетом положений инструкции, при этом "запятая" имеет приоритет.
- В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символ "точка с запятой" и союзом "и" - участнику закупки необходимо предоставить в заявке значения с учетом положений инструкции, при этом "и" имеет приоритет.".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что для предоставления всех перечисленных значений, требования к которым установлены документацией об аукционе, предусмотрено несколько различных положений инструкции, а также установлено различное значение для условных обозначений, имеющих один и тот же смысл, что может вводить участников закупки в заблуждение и нарушает п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что 11.07.2017 Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об аукционе установлены неправомерные требования к товарам.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Форме 2 установлены следующие требования к товарам:
- п. "Винты самонарезающие": Ширина шлица: Не менее 0,86 не более 2,31 мм; Диаметр крестообразного шлица: Не более 7,7 мм; Номинальный диаметр головки: Не менее 5,5 не более 13 мм; Обработка: Термическая или химико-термическая; Ширина площадки: Не более 0,2 мм; Номинальный диаметр резьбы: 3 и 5 и 8 мм; Радиус сферы головки: Не менее 2,9 не более 6,6 мм; Предельное отклонение по диаметру головки: Не более _0,35 мм; Радиус под головкой da: Не более 9,2 мм; Длина конического конца с углом 7°30' l2: Не менее 1 не более 2 мм; Глубина шлица: Не менее 1,0 не более 3,7 мм; Номер крестообразного шлица: Не должно быть более 3; Исполнение: 1 или 2; Марка материала: 20кп; 25; 10кп; 20; 08кп; Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц: Не менее 1,4 не более 4,2 мм; Длина винта: Не менее 16 мм; Номинальная высота головки: Не менее 2,1 не более 5,6 мм; Масса 1000 шт. стальных винтов: Не менее 1,07 кг; Шаг резьбы: Не менее 1 не более 3,5 мм; Длина конического конца l1: Не менее 2,9 не более 7 мм; Глубина слоя химико-термической обработки: Не менее 0,04 не более 0,23 мм; Глубина крестообразного шлица: Не менее 1,60 не более 3,65 мм; Радиус под головкой R Не менее 0,1 мм; Условное обозначение; марки материала (группы) 01 или 04; Внутренний диаметр резьбы Не более 6,2 мм; Соответствуют ГОСТ 10621-80, ГОСТ 10618-80; Недовод резьбы: Не более 1 мм;.
При этом, в аукционной документации предусмотрено требование о необходимости соответствия предлагаемых для выполнения товаров требованиям конкретных ГОСТ, в частности, ГОСТ 10621-80 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой для металла и пластмассы" и ГОСТ 10618-80 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы. Общие технические условия".
Комиссией Управления установлено, что согласно указанным ГОСТ, показателями, позволяющими определить соответствие закупаемого товара являются следующие характеристики: Исполнение, Длина винта, Номинальный диаметр резьбы. Кроме того, значения показателей: Ширина шлица, Диаметр крестообразного шлица, Номинальный диаметр головки, Ширина площадки, Радиус сферы головки, Предельное отклонение по диаметру головки, Радиус под головкой da, Длина конического конца с углом 7°30' l2, Глубина шлица ,Номер крестообразного шлица, Марка материала, Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц, Номинальная высота головки, Масса 1000 шт. стальных винтов, Шаг резьбы, Длина конического конца l1, Глубина крестообразного шлица, Радиус под головкой R, Внутренний диаметр резьбы, Глубина слоя химико-термической обработки, Недовод резьбы " определяются согласно данному ГОСТ и напрямую зависят от исполнения, длины винта, номинального диаметра резьбы. Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам товара носят необъективный и избыточный характер, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что 11.07.2017 Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Форме 2 установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг, такие как:
- п. "Комплект крепежных элементов: Притупление ребер шестигранника к опорной поверхности или торцу головки болта и к опорной поверхности гайки; Толщина покрытия винтов по ГОСТ 9.303-84; Размер "kwа" винтов; Высота гайки; Поверхность винтов; Размер "s" не номинальный винтов; Шаг резьбы винтов; Поверхность болтов; Теоретическая масса 1000 шт. гаек; Размер "kwe" болтов; Размер "k" номинальный болтов; Длина болта фактическая; Размер "k" номинальный винтов; Размер "ds" болтов; Размер "r" винтов; Вид покрытия гаек; Толщина покрытия болтов по ГОСТ 9.303-84; Толщина покрытия гаек по ГОСТ 9.303-84; Знаки маркировки на винтах; Знаки маркировки; Знаки на боковой поверхности головки; Размер "k" болтов; Шаг резьбы болтов; Шаг резьбы гаек; Размер "dw" гайки; Размер "s" болтов; Размер "dw" винтов; Размер "da" гайки; Размер "da" винтов; Знаки маркировки на гайках; Размер "kwc" винтов; Поверхность гаек; Размер "s" номинальный винтов; Сталь винтов; Длина винта фактическая; Размер "с" болтов; Размер "da" болтов; Размер "ds" номинальная болтов; Размер "а" винтов; Размер "е" болтов; Размер под ключ гайки; Размер "r" болтов; Размер "lq" болтов; Диаметр описанной окружности гайки; Знаки маркировки на болтах; Крепежные изделия из латуни, изготовленные холодной высадкой; Размер "ls" болтов; Размер "hw" гайки; Вид покрытия болтов; Размер "е" винтов; Размер "dw" болтов; Номинальная площадь поперечного сечения болтов; Размер "с" винтов; Номинальная площадь поперечного сечения винтов; Утолщение диаметра стержня под головкой; Косой срез стержня шириной; Условное обозначение группы гаек;
- п. "Горячекатаная арматурная сталь": Диаметр стержня; Высота поперечного выступа; Предельное отклонение по высоте поперечного выступа; Диаметр арматуры с учетом ребер и выступов; Высота ребра; Шаг поперечных выступов; Толщина поперечного выступа; Толщина ребра; Радиус закругления между стержнем и витком; На поверхности профиля, включая поверхность ребер и выступов; Маркировка;
- п. "Песок тип 2 ГОСТ 8736-2014": Группа песка в зависимости от крупности зерен.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что 11.07.2017 Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя в описании товаров установлены требования, которые не позволяют достоверно определить, что именно требуется заказчику, например: п. "Детский городок тип 1": "Тип С одним двойным пластиковым спуском, одним одинарным прямым пластиковым спуском, одним одинарным пластиковым спуском (волна), одним винтовым пластиковым спуском, двумя винтовыми элементами, двумя пластиковыми панелями (бочки), тремя пластиковыми панелями с косыми отверстиями, одной канатной сеткой, двумя пластиковыми 4-х гранными крышами, тремя пластиковыми крышами "козырек", двумя пластиковыми арками, девятью пластиковыми арками под тоннель", "Каркас городка Выполнен из опорных стоек (стальная труба диаметром не менее 89 мм, с толщиной стенки не менее 2,0 мм.), площадок основания и переходных мостиков с противоскользящей просечкой (изготовленных методом вырубки из стального листа толщиной не менее 1,5 мм и дополнительными ребрами жесткости), дополнительных физкультурных и вспомогательных элементов (изготовленных из трубы диаметром не менее 32 мм, с толщиной стенки не менее 2,8 мм).
По мнению Заявителя, из данного описания требуемых товаров невозможно достоверно определить, что должны представлять из себя требуемые товары. Заказчик не обозначил в схематичном виде или каким либо иным способом устройство требуемых товаров и их составных частей с обозначением каждой такой части и ее размеров, что не позволяет участникам закупки соотнести требуемые заказчиком параметры с существующими товарами, выпускаемыми производителями.
Комиссия Управления приходит к вывожу, что описание закупки носит необъективный характер, и у участников закупки отсутствует возможность предоставить достоверные сведения, т.к. потребность заказчика объективно не выражена, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что 11.07.2017 Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию, а также размещен проект на выполнение работ по благоустройству дворовой территории, с обозначением схем конструкций, визуализации товаров, а также спецификации материалов.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Квадрострой" на действия ГКУ г. Москвы "Инженерная служба района Нагатино-Садовники" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как Заказчиком выявленные нарушения устранены самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии А.В. Кочетков
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 июля 2017 г. N 2-57-7999/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017