Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 июля 2017 г. N 2-57-7881/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта: Федотова Д.В.,
ООО "Строительная компания Атюс": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобы ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по ремонту ограждения на территориии ГБПОУ "СПК" Москомспорта (Закупки NN 0373200068617000145, 0373200068617000146) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 05.07.2017 NМГ/33174/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По закупке N0373200068617000146 в Форме 2 Заказчиком установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, такие как: п. "Блоки дверные ПВХ": Безотказность; п. "Болты с гайками и шайбами": Относительное удлинение болтов; Относительное сужение болтов; п. "Винты самонарезающие": Недовод резьбы; Глубина слоя химико-термической обработки; п. "Гвозди строительные": Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя; п. "Гравий керамзитовый": Насыпная плотность; п. "Доводчики дверные": Величина наработки; п. "Замок цилиндровый": Циклы (наработка); Цилиндровый механизм и засов (и защелка) - суммарно с двух сторон (в равных долях); Узел привода защелки (от ручки), узел защелки (защелкивание); Время вскрытия (взлома) замка (цилиндрового механизма) любым способом; п. "Лента предварительносжатая саморасширяющаяся уплотнительная" Паропроницаемость; Деформационная устойчивость; п. "Лента самоклеющаяся для наружного слоя монтажного шва": Коэффициент паропроницаемости; п. "Пленка полиэтиленовая": Статический коэффициент трения; Удельное поверхностное электрическое сопротивление; п. "Радиаторы": Пробное давление воды или воздуха; п. "Растворы строительные": Водоудерживающая способность; Средняя плотность; п. "Растворы строительные: Водоудерживающая способность; Средняя плотность; п. "Сетка стекловолоконная": Разрывное усилие по основе и по утку; п. "Смеситель для ванны и умывальника": Расход воды на излив; Расход воды на душевую сетку; п. "Сталь угловая": Временное сопротивление разрыву; п. "Трапы": Решетки трапов; п. "Трубы электротехнические": Механическая прочность; п. "Электроды": Диаметр покрытия; Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла; Ударная вязкость; Относительное удлинение.
По закупке N0373200068617000145 в Форме 2 Заказчиком установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, такие как: п. "Песок": Коэффициент фильтрации песка; п. "Пластик поликарбонатный": Поверхностная плотность; Коэффициент направленного пропускания света; п. "Профили стальные электросварные": Временное сопротивление разрыву; п. "Электроды": Диаметр покрытия; Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла; Ударная вязкость; Относительное удлинение.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются избыточными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным определить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению количества потенциальных участников аукциона. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения вышеуказанных характеристик товаров представляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Форме 2 установлены неправомерные и избыточные требования к необходимым для выполнения работ товарам, например такие как:
- п. "Винты самонарезающие": Номинальный диаметр резьбы: 3 или 4 или 5 или 6; Диаметр головки номинальный: Не менее 5,5, но не более 10,0; Высота головки номинальная: Не более 4,2, но не менее 2,1; Радиус сферы головки: Не менее 2,9, но не более 5,1; Радиус под головкой R: 0,1; Радиус под головкой da:
6,8; Ширина шлица: Не более 1,91, но не менее 0,86; Глубина шлица: От 1,0* до 2,7*; Номер крестообразного шлица: От 1* до 2*; Диаметр крестообразного шлица:
6,6; Глубина крестообразного шлица: Не более 2,45, но не менее 1,60; Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц: От 1,4* до 3,0*; Недовод резьбы: <1,0; Длина винта: Не менее 8, но не более 50; Длина конического конца: Не более 5,7, но не менее 2,9; Исполнение: 1 или 2.
При этом, в аукционной документации предусмотрено требование о необходимости соответствия предлагаемых для выполнения товаров требованиям конкретным ГОСТ, в частности, ГОСТ 11650-80 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры".
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно ГОСТ 11650-80, показателями, позволяющими определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, являются: "Номинальный диаметр резьбы", "Исполнение винта", "Длина винта".
Таким образом, при указании участником закупки номинального диаметра резьбы, исполнения винта и длины винта, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на поставку товара на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известны показатели характеристик "Диаметр головки номинальный", "Высота головки номинальная", "Радиус сферы", "Радиус под головкой R", "Радиус под головкой da", "Ширина шлица", Глубина шлица", "Номер крестообразного шлица", "Диаметр крестообразного шлица", Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц", "Недовод резьбы", "Длина конического конца".
Кроме того, аналогичные требования Заказчиком установлены для товаров по закупке N0373200068617000146: п.9 "Винты самонарезающие", п.1 "Анкер (болт) распорный", п.2 "Анкер-шпилька (болт анкерный)", п.7 "Болты с гайками и шайбами", п.11 "гвозди строительные", п.64 "трапы"; по закупке N0373200068617000145: п.1 "Винты самонарезающие", п.8 "профили стальные", п.12 "шурупы".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил обоснований необходимости установления всех указанных требований к данным товарам в документации об аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам носит необъективный характер и нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГКУ "ДСРЭСЗС" Москомспорта обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Г.А. Радочинский
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 июля 2017 г. N 2-57-7881/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017