Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июля 2017 г. N 2-57-7753/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Кулагиной К.С., Нерсисян Е.В.,
ООО "Рельеф": Мязитова И.И., Мосолова Н.М.,
рассмотрев жалобу ООО "ТЕХ-С" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока в ГБУ Психоневрологический интернат N2 (Закупка N 0373200041517000129) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/25005/17 от 24.05.2017) документы и сведения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно: п.11 "Болты с шестигранной головкой с фланцем с неполной резьбой"; п.12 "Гайки шестигранные с фланцем"; п.13 "Болты с гайками и шайбами"; п.14 "Болты с гайками и шайбами"; п.15 "Болты с шестигранной головкой с мелким шагом неполной резьбы класс точности А"; п.16 "Шайбы пружинные"; п.184 "Кабель силовой тип 1"; п.185 "Кабель силовой тип 2"; п.186 "Кабель силовой тип 3".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки, поскольку являются избыточными требованиями. Так, например, по п.13 "Болты с гайками и шайбами" - "Исполнение - 3 или 2", "Длина болта (l) - 30 или 35 или 40 или 45 ил 50 или 55 или 60 или 65 или 70 или 75 или 80 или 90 или 100 мм", "Номинальный диаметр резьбы (d) - 8 или 10 мм", "Размер шага резьбы - 1 или 1.25 или 1.5 мм", "Диаметр стержня (d)1 - 8 или 10 мм", "Размер "под ключ" (S) - 12 или 14 мм ", "Высота головки (k) - 5 или 6 мм", "Высота головки (k1) - 5.3 или 6.4 мм", "dw - от 10.5* до 13* мм", "hw - от 0.15* до 0.6* мм", "Диаметр отверстия в стержне (d3) - 2.0 или 2.5 мм", "Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке (l2) - 2.8 или 3.5 мм", "Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне (l1) - 26 или 31 или 36 или 41 или 46 или 52 или 56 или 61 или 66 или 71 или 76 или 86 или 96 мм", "Длина резьбы (b) - 22 или 26 мм", "Номинальный диаметр резьбы (d) - 8 или 10 мм", "Шаг резьбы - 1 или 1.25 или 1.5. мелкий или крупный мм", "Размер под ключ (S) - 13 или 16 мм", "Высота (m) - 9.6 или 12 мм", "Исполнение - 1 или 2", "da - 8.0
10.8 мм", "dw -
11.7 мм", "hw - от 0.15* до 0.6* мм", "Тип шайб - Т или ОТ или Н или Л", "Внутренний диаметр (d) - 8.2 или 10.2 мм", "Номинальный диаметр резьбы болта, винта, шпильки - 8 или 10 мм", "Исполнение 1 или 2", "Толщина шайбы (S) - 1.6 или 2.0 или 2.5 или 3.0 или 3.5 мм". В аукционной документации уставлено требование о соответствии данного товара положениям ГОСТ 7796-70 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", ГОСТ 6402-70 "Шайбы пружинные. Технические условия" и ГОСТ 15523-70 "Гайки шестигранные высокие класса точности В. Конструкция и размеры".
По мнению Заявителя, Заказчик расширил список 11 основных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям. Так, например, согласно ГОСТ 7796-70, основными характеристиками болтов являются исполнение, диаметр резьбы, длина, шаг резьбы и материал изготовления; согласно ГОСТ 15523-70, основными характеристиками гаек являются исполнение, диаметр резьбы, длина, размер "под ключ", шаг резьбы и материал изготовления; согласно ГОСТ 6402-70, основными характеристиками шайб являются исполнение, тип, диаметр резьбы крепёжной детали (болта, винта, шпильки) и материал изготовления.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1, п.2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводом жалобы Заявителя, инструкция по заполнению заявки содержит положения, противоречащие Приложению N1 к Техническому заданию "Требования к товарам (материалам), используемым для производства работ, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме".
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N4 к аукционной документации установлены требования к товарам, которые отсутствуют в Приложении N 1 к ТЗ, а именно: "Для конструктивного использования диаметр крепления держателя должен соответствовать наружному диаметру закрепляемой трубы, также цвет трубы должен соответствовать цвету держателя относительно типа, например тип 1 к типу 1". Между тем, исходя из требований к данным товарам, установленным в Приложении N 1, участник закупки имеет возможность представить различные значения параметров "Цвет" и "Диаметр" товаров по п.187 "Держатели для крепления гофрированных труб тип 1" и п.226 "Трубы гофрированные тип 1"; п.188 "Держатели для крепления гофрированных труб тип 2" и п.227 "Трубы гофрированные тип 2"; п.189 "Держатели для крепления гофрированных труб тип 3" и п.228 "Трубы гофрированные тип 3"; п.191 "Держатели для крепления гофрированных труб тип 5" и п.230 "Трубы гофрированные тип 5".
Кроме того, согласно инструкции: "П.16 Шайбы пружинные соответствуют резьбе гаек шестигранных с фланцем и болтов с шестигранной головкой с фланцем. П. 12 Гайки шестигранные с фланцем соответствуют шайбам пружинным и по резьбе болтам с шестигранной головкой с фланцем. П. 11 Болты с шестигранной головкой с фланцем с неполной резьбой соответствуют шайбам пружинным и по резьбе гайкам шестигранным с фланцем".
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки: "В случае если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз"; "В случае если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", Заявитель вправе указать различные значения характеристик товаров, что будет не соответствовать требованиям Заказчика и аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком требований таким образом вводит участником закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам, которые не характеризуют ни функциональные, ни эксплуатационные свойства самих товаров.
К товарам, в частности: п.52 "Фильтр грубой очистки" - "Конструкция фильтра Конструкцией и маркировкой фильтра исключена возможность его неправильного монтажа"; п.53 "Фильтр средней очистки" - "Конструкция фильтра Конструкцией и маркировкой фильтра исключена возможность его неправильного монтажа"; п.54 "Фильтр тонкой очистки" - "Конструкция фильтра Конструкцией и маркировкой фильтра исключена возможность его неправильного монтажа"; а также к товарам по пп. 110, 111, 112, 118, 119, 123, 125, 151, 183, 216, 242, 243, 244, 245, 246, 247, 251, 262, 263, 264, 265.
Комиссией Управления установлено, что вышеперечисленные Заказчиком требования к товарам не отражают потребности Заказчика, являются абстрактными и не характеризуют ни функциональные, ни эксплуатационные характеристики товаров.
Кроме того, включение вышеуказанных требований к товарам приводит к искусственному увлечению аукционной документации, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы нарушении Заказчиком ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком предъявлены следующие требования к товарам, в частности: п.47 "Гибкая вставка" - "Материал Фланцы изготавливаются из оцинкованной стали толщиной 1 мм и соединены между собой токопроводящим многожильным проводом ПВ-3 диаметром 10 мм. В качестве изолирующего материала используется винил"; п.75 "Кран муфтовый тип 1" - "Запорный элемент шар из хромированной латуни ЛС 52-2; Уплотнение шара фторопласт Ф-4, выполненный в виде уплотнительных седел"; п.76 "Кран муфтовый тип 2" - "Запорный элемент шар из хромированной латуни ЛС 52-2; Уплотнение шара фторопласт Ф-4, выполненный в виде уплотнительных седел", а также к товарам по пп.77, 78, 79, 80, 81, 102, 149, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 217, 218, 258. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к сырью.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе аукционной документации к товарам избыточных требований не предъявлено, так например, для товара п. "Кран муфтовый тип 1" требуется лишь марка латуни, из которой он изготавливается.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что данные требования к материалам изготовления товаров являются определяющими характеристиками, влияющими на функциональные и эксплуатационные характеристики товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованными в части установления избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Титан" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-5571/77-17 от 26.05.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: З.У. Несиев
К.А. Сомов
Исп.: К.А. Сомов (495)784-75-05 (178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июля 2017 г. N 2-57-7753/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2017