Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 14 июля 2017 г. N 137/КС
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
|
Члены комиссии: |
|
при участии сторон:
1. Заказчика - Администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия,
-, члена аукционной комиссии муниципального заказчика,
2. В отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Красноярский Домостроительный Комплекс" (далее - ООО "КДСК"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
3. В качестве слушателя - Администрации Усть-Абаканского района,
- начальника отдела жилищно-коммунального строительства,
рассмотрев жалобу N 137/КС ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика - Администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Участка самотечной канализации от колодца КП-1 до КНС по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан. КНС и участок напорного коллектора до существующих сетей по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан" (закупка N 0180300009517000007), содержащую признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 10.07.2017 года входящий N 4765 поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика - Администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Участка самотечной канализации от колодца КП-1 до КНС по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан. КНС и участок напорного коллектора до существующих сетей по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан" (закупка N 0180300009517000007).
В жалобе заявитель указывает следующее.
1. Заявитель считает, что установление требования об обязательном наличии у участника закупки одновременно допуска СРО по организации строительства и наличия допуска СРО на иные работы, противоречит принципу конкуренции в сфере закупок, установленному в статье 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Согласно информации официального сайта ЕИС в сфере закупок, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 10.07.2017 года. Однако пункт 32 информационной карты аукционной документации при этом устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений - 05.07.2017 года. В связи с чем, податель жалобы считает, что, заказчик установил неверный срок окончания предоставления разъяснений и нарушил положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель просит:
1. Рассмотреть жалобу по существу;
2. дать оценку правомерности действий заказчика;
3. признать жалобу обоснованной;
4. выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
14.07.2017 года вх. N 4905 в адрес антимонопольного управления поступил пакет документов от муниципального заказчика и пояснения, в которых указано следующее.
20.06.2017 года было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0180300009517000007 на выполнение работ по строительству объекта "Участка самотечной канализации от колодца КП-1 до КНС по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан. КНС и участок напорного коллектора до существующих сетей по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан".
1. В соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок 21.06.2017 года было размещено извещение о внесении изменений в техническое задание, с продлением сроков подачи заявок и размещением ответов на запросы.
В сроки, установленные в документации поступило два запроса, ответы на запросы в установленные сроки были направлены заявителям.
2. При проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Участка самотечной канализации от колодца КП-1 до КНС по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан. КНС и участок напорного коллектора до существующих сетей по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан" разработанная заказчиком документация об электронном аукционе соответствует требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011 г.) предусмотрены требования к участнику электронного аукциона на строительство "Участка самотечной канализации от колодца КП-1 до КНС по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан. КНС и участок напорного коллектора до существующих сетей по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан", а именно:
7.1. п 12.9. гидроизоляция строительных конструкций;
7.2. п 17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;
7.3. п 17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных;
7.4 п 17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
7.5.п 17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев;
7.6.п. 17.7. Пусконаладочные работы сооружений канализации;
7.7 п.24.30. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации или п. 33.7. "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Объекты водоснабжения и канализации;
7.8. п.23.32 Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений;
7.9 п. 3 Земляные работы;
8. п 33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
Администрацией Усть-Абаканского поссовета в соответствии с законодательством, а именно Градостроительным кодексом Российской Федерации в документации об электронном аукционе в п. 7.1., п. 7.2., п. 7.3., п. 7.4., п. 7.5., п. 7.6., п. 7.7., п. 7.8., п. 7.9., установлены необходимые требования по строительству указанного объекта, так как данные работы включены в перечень работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Заказчик считает жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика поддержал доводы, представленные в письменных пояснениях муниципального заказчика, а также просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что истребованные у заказчика, документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 137/КС не в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
20.06.2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, сводный сметный расчет стоимости строительства, положительное заключение экспертизы) о проведении электронного аукциона N 0180300009517000007 на выполнение работ по строительству объекта "Участка самотечной канализации от колодца КП-1 до КНС по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан. КНС и участок напорного коллектора до существующих сетей по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан".
21.06.2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация о внесении изменений в извещение, техническое задание и аукционную документацию электронного аукциона N 0180300009517000007 от 20.06.2017 года на выполнение работ по строительству объекта "Участка самотечной канализации от колодца КП-1 до КНС по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан. КНС и участок напорного коллектора до существующих сетей по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 189 950,00 руб.
Заказчиком электронного аукциона является Администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Документация об аукционе утверждена главой Усть-Абаканского поссовета.
Комиссия антимонопольного органа проанализировав аукционную документацию (закупка N 0180300009517000007), с учетом доводов подателя жалобы, установила следующее.
Согласно пункту 19 информационной карты аукционной документации заказчиком устанавливаются требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:
19 |
Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ |
|
для выполнения указанных работ требуется наличие копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, по перечню определенному приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 вступившему в силу с 01.07.2010 г., содержащего состав деятельности, предусматривающий выполнение работ согласно документации об электронном аукционе: 7.1. п12.9. гидроизоляция строительных конструкций; 7.2. п17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных; 7.3. п17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных; 7.4 п17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей; 7.5.п17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев; 7.6.п.17.7. Пусконаладочные работы сооружений канализации; 7.7 п.24.30.Очистка полости и испытание трубопроводов канализации или п. 33.7. "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Объекты водоснабжения и канализации; 7.8. п.23.32 Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений; 7.9 п. 3 Земляные работы; 8. п33.7. Объекты водоснабжения и канализации. |
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, указываются требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации в соответствии с ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" от 30.12.2009 N 624 утвержден "Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень). В соответствии с Перечнем СРО в области строительства, проектирования, инженерных изысканий осуществляют допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Перечнем установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, проектировании объектов капитального строительства и инженерных изысканиях.
Пунктом 33 Приказа Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 предусмотрены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): подпункт 33.7 Объекты водоснабжения и канализации.
Таким образом, необходимым и достаточным условием участия в торгах является наличие свидетельства о допуске СРО на генподряд.
Следовательно, в информационной карте, а также техническом задании аукционной документации заказчик устанавливает неправомерные требования к участникам электронного аукциона в частности о наличии свидетельств выданных саморегулируемой организацией о допуске к определенным видам работ, а также наличие допуска к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в качестве генерального подрядчика одновременно в нарушение части 6 статьи 31, а также пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеперечисленного, довод заявителя о нарушении заказчиком действующего законодательства нашел свое подтверждение, что дает основание признать жалобу в этой части обоснованной.
2. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В извещении, размещенном в ЕИС, указана дата и время окончания подачи заявок 10.07.2017 года.
В части 29 информационной карты аукционной документации, размещенной в ЕИС 20.06.2017 года указана дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 07.07.2017 года.
Так же в частях 35-37 установлена дата окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе 05.07.2017 года.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата окончания приема заявок на участие в электронном аукционе установленная заказчиком в единой информационной системе - 10.07.2017 года, таким образом, датой окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации является 08.07.2017, но так как дата предоставления разъяснений положений документации приходится на не рабочий день, то переносится на ближайший рабочий день, то есть - 10.07.2017 года (с учетом статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик неверно установил дату окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, данное нарушение содержит признаки административного правонарушение ответственность за которое предусматривается частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного, в ходе рассмотрения жалобы по существу, доводы заявителя о нарушении заказчиком действующего законодательства нашли свое подтверждение.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа также осуществляется внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
По результатам проведения внеплановой проверки размещения закупки N 0180300009517000007 установлены следующие нарушения.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 33 предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
В техническом задании аукционной документации в пунктах 17-19 раздела 1 включаются требования к объекту закупки с указанием на товарные знаки:
- трубы безнапорные муфтовые из полиэтилена "КОРСИС" SN диаметром 160 мм;
- муфта полиэтиленовая для труб "КОРСИС" диаметром 160 мм;
- кольца резиновые уплотнительные для полиэтиленовых труб диаметром 160 мм,
без включения слов "или эквивалент".
В нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в техническом задании аукционной документации были включены требования (указания) в отношении товарного знака, влекущие за собой за собой ограничение количества участников закупки.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Проектом муниципального контракта предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить строительство, в том числе материалами согласно проектно-сметной документации. Кроме того, имеется положительное заключение государственной экспертизы проектной документации от 28 марта 2017 года N 19-1-1-3-0011-17. Однако проектная документация не размещена в ЕИС.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком документация об электронном аукционе размещенная в единой информационной системе не содержит проектно-сметную документацию в полном объеме.
3. В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в документации об аукционе заказчиком не установлен срок действия контракта, в связи с чем невозможно установить срок действия банковской гарантии при самостоятельном выборе ее как обеспечения исполнения контракта, поскольку срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
Согласно пункта 3.35 Административного регламента, в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1,части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктами 1, 11 части 1 статьи 64, частями 3, 4 статьи 65, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 137/КС ООО "Перспектива" на действия комиссии муниципального заказчика- Администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района республики Хакасия при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Участка самотечной канализации от колодца КП-1 до КНС по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан. КНС и участок напорного коллектора до существующих сетей по ул. Перспективная, р.п. Усть-Абакан" (закупка N 0180300009517000007) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - Администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района республики Хакасия нарушившим пункт 1 части 1, часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Муниципальному заказчику - Администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района республики Хакасия выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
А.В. Лунёва О.Н. Шалимова Е.А. Шпаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 14 июля 2017 г. N 137/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017