Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 17 июля 2017 г. N 142/КС
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
при участии сторон:
1. Уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Комитет по закупкам администрации Аскизского района",
"_" на основании Распоряжения Главы Администрации Аскизского района от 21.02.2017 года N 34рк,
2. В отсутствии заказчика - Администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
3. В отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 142/КС ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика - Администрации Бискамжинского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Комитет по закупкам администрации Аскизского района" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по улице Ешмекова, Дорожная рп. Бискамжа Аскизского района республики Хакасия (закупка N 0180300012017000011), содержащую признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 12.07.2017 года входящий N 4866 поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика - Администрации Бискамжинского поссовета Аскизского района Республики Хакасия при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по улице Ешмекова, Дорожная рп. Бискамжа Аскизского района республики Хакасия (закупка N 0180300012017000011).
ООО "Перспектива" полагает, что при утверждении документации об аукционе в электронной форме на выполнение работ строительных по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов, было нарушено действующее законодательство, а именно:
1. Требование к установлению срока действия контракта. В пункте 14.1 указано, что контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до исполнения сторонами всех своих обязательств по настоящему контракту.
Заявитель полагает, что такая формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта и срок действия банковской гарантии как способа обеспечения исполнения контракта.
2. Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
3. Заказчик с 31 мая 2017 года не вправе включать запрет на закупку у турецких компаний в документацию о закупке.
Заявитель поясняет, что в пункте 15 документации заказчик неправомерно установил требование о соблюдении требований Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016 года".
заявитель просит:
1. Рассмотреть жалобу по существу;
2. дать оценку правомерности действий заказчика;
3. признать жалобу обоснованной;
4. выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
14.07.2017 года вх. N 4930 в адрес антимонопольного управления поступил пакет документов от уполномоченного органа.
В представленных пояснениях, заказчик поясняет следующее.
1. Пунктом 1.2 проекта контракта указано что "срок выполнения работ по настоящему контракту: не позднее 31.10.2017 года", соответственно участник закупки может оформить банковскую гарантию со сроком действия до 30.11.2017 года.
2. Требования к содержанию и составу заявки установлены в главе 3 аукционной документации. Так как согласно пункту 4 части 1 статьи 50 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, то форма заявки является произвольной и определяется самостоятельно участником закупки.
В аукционной документации на проведение закупки подробно описаны действия участника закупки и требования к сведениям, указываемых в составе первой и второй частей заявок.
Уполномоченный орган считает, что отдельная инструкция по заполнению первой и второй частей заявок не требуется и является излишней.
3.В извещении о проведении закупки были установлены Единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" было отменено с 10.06.2017 года, то единая комиссия заказчика рассматривала заявки участников закупки с учетом последних изменений в законодательстве.
Заказчик просит указание в извещении запрета выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд турецкими компаниями, считать технической ошибкой, поскольку данное положение не повлияло на итоги проведения электронного аукциона.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа поддержал доводы, представленные в письменных пояснениях, а также просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у заказчика, уполномоченного органа документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 142/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
27.06.2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация (извещение, аукционная документация) о проведении электронного аукциона N 0180300012017000011 на выполнение работ строительных по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 293 000 рублей 00 копеек.
Заказчиком электронного аукциона является Администрация Бискамжинского поссовета Аскизского Района Республики Хакасия.
Документация об аукционе утверждена председателем МКУ "Комитет по закупкам Администрации Аскизского района".
Комиссия антимонопольного органа проанализировав аукционную документацию (закупка N 0180300012017000011), с учетом доводов подателя жалобы, установила следующее.
1. В пункте 12.1 проекта контракта предусмотрено 12.1 Исполнение Контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ может обеспечиваться одним из следующих способов:
- безотзывной банковской гарантией в размере 464650 рублей 00 копеек.
- в форме внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика и на срок до окончания исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по настоящему контракту в размере 464650 руб. 00 коп.
В пункте 14.1. проекте контракта аукционной документации предусмотрено, что контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до иполнения сторонами всех обязательств по настоящему контракту.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком не установлен срок действия контракта, в связи, с чем у участника закупки отсутствует возможность предоставления банковской гарантии в обеспечение исполнения контракта ввиду невозможности определения срока действия банковской гарантии.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 в документации об аукционе (закупка N0180300012017000011) размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
3. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 15 аукционной документации заказчиком установлены следующие единые требования к участникам закупки среди которых:
- соблюдение требований Постановления Правительства от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016 г".
Постановление Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" было отменено Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" и вступило в законную силу с 10.06.2017 года.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме было размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 27.06.2017 года.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик неправомерно установил требование о запрете выполнения работ для обеспечения муниципальных нужд турецкими компаниями.
Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа также осуществляется внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
По результатам проведения внеплановой проверки размещения закупки N 0180300012017000011 установлены следующие нарушения.
1. В нарушение части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в проекте контракта установлены штрафные санкции как для заказчика, так и для подрядчика с нарушением Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (ред. от 15.05.2017) "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункта 3.35 Административного регламента, в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем проверив заявку победителя Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок установила, что победитель не находится под юрисдикцией Турецкой Республики.
Нарушение в проекте контракта возможно устранить при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1, 6 статьи 31, части 5, 8 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96, части 15 статьи 99, пункту 2 части 22 статьи 99, части 9 статьи 105, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 142/КС ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика- Администрации Бискамжинского поссовета Усть-Абаканского района республики Хакасия, уполномоченного органа - Муниципальное казенное учреждение "Комитет по закупкам администрации Аскизского района" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ строительных по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов (закупка N 0180300012017000011) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган - Муниципальное казенное учреждение "Комитет по закупкам администрации Аскизского района" нарушившим часть 6 статьи 31, части 5, 8 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Уполномоченному органу- Муниципальному казенному учреждению "Комитет по закупкам администрации Аскизского района" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
Члены комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 17 июля 2017 г. N 142/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017