Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 июля 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 13.07.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 17.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления,
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчиков - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя,
рассмотрев жалобу ООО "Медика" от 06.07.2017 N1092-ж на действия Заказчика - БУ "Нижнесортымская участковая больница", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка перчаток медицинских (извещение N0387200009117003271) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, аукционная документация сформирована Заказчиком, Уполномоченным органом с нарушением законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка перчаток медицинских (извещение N0387200009117003271) размещены на официальном сайте единой информационной системы 27.06.2017.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Проанализировав аукционную документацию Комиссией Управления было установлено, что в соответствии с техническим заданием Заказчиком установлены следующие требования к медицинским перчаткам, а именно: упаковка содержит данные о всех материалах из которых изготовлены перчатки, в том числе информацию о двойной хлоринации перчаток.
По мнению Заявителя, данные требования являются необъективными, поскольку не имеют отношения к функциональному назначению товара. Упаковка смотровых перчаток обязательно должна содержать сведения, предусмотренные разделом 8 "Маркировка" ГОСТ Р 52239-2004. Среди обязательных требований к упаковке, нет требований к указанию на упаковке сведений о двойной хлоринации. Сведения обо всех характеристиках перчаток указываются в технических паспортах. Таким образом, по мнению Заявителя, вышеуказанные требования ограничивают возможность участия в закупке с предложением товара производителей, выпускающих перчатки в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
Комиссия Управления отмечает, что требования к маркировки упаковки медицинских перчаток установлены ГОСТом Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 104-ст) (далее - ГОСТ Р 52239-2004).
Согласно пункту 8.2.2. (Упаковка нестерильных перчаток) ГОСТ Р 52239-2004 на упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) номер партии;
е) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
ж) слово "НЕСТЕРИЛЬНЫЕ";
з) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
и) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
к) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию".
Двойная хлоринация перчаток - это обработка перчатки хлорной кислотой, может быть одинарная или двойная (с двух сторон). В результате хлоринации частицы латекса разрушаются и образуют на поверхности гладкую плёнку. Происходит процесс частичной дегидратации, т.е. удаления воды, отчего перчатка кажется более сухой на ощупь.
Данный способ модификации применяется для облегчения надевания перчаток, в том числе на влажные руки, модификация наружной поверхности предназначена для более удобной работы с мелкими инструментами, чтобы соприкасающиеся поверхности пальцев не слипались между собой.
Согласно национальному стандарту ГОСТ Р 52239-2004, п. 8.2.2 упаковка нестерильных перчаток должна содержать информацию об использованном материале. Так же согласно ГОСТ Р 52239-2004 раздела 4 "Материалы" для облегчения одевания может быть применена обработка поверхности, которая и представляет из себя процесс хлоринации. Согласно Закону "О защите прав потребителей" информация о товаре до потребителя может быть доведена в виде стикера на упаковке.
Основное предназначение перчаток в данной закупке, согласно техническому заданию, это использование перчаток для клинико-диагностических процедур и стоматологии. Находящийся в составе перчатки хлор (как химический элемент) должен быть указан в составе используемого материала.
Таким образом, сведения о двойной хлоринации являются сведениями об использованном материале.
В случае отсутствия данной информации на упаковке, Заказчик при приемке товара не сможет проверить наличие данной характеристики в товаре, и соответственно принять товар в соответствии с условиями контракта (технического задания).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода Заявителя.
2. По мнению Заявителя в документации установлено требование по позиции 6-8 технического задания: "Цвет белый", которое не влияет на функциональные свойства смотровых нестерильных перчаток и, такое требование документации ограничивает возможность участия в закупке с предложением товара производителей.
Заказчик в письменных возражениях указал, что необходимость перчаток медицинских белого цвета обусловлена тем, что перчатки белого цвета не искажают цветопередачу и позволяют объективно оценивать характер биологических жидкостей, для решения вопроса о дальнейшей тактике в диагностики и лечении пациента. Также белый цвет позволяет вовремя выявить загрязнение перчатки и сменить ее. Кроме того, требуемые по позиции 6-8 перчатки должны быть изготовлены из нитрила, который некоторые производители окрашивают в яркие цвета (синий, розовый, зеленый и т.д.), что приводит к искажению цветопередачи и затрудняет дальнейшую тактику лечения и диагностики пациента. Так же любой краситель в составе перчатки может являться потенциальным аллергеном и вызвать не желательные кожные реакции у медицинского персонала. Вместе с тем, медицинский персонал обязан носить специальную медицинскую одежду, и как правило, эта одежда (халаты, костюмы) имеет белый цвет, свидетельствующий в первую очередь о чистоте и стерильности. Так, медицинские перчатки, имеющие, например, ярко синий, желтый, розовый цвет, в целом, будут выглядеть, как минимум не эстетично.
В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в закупке необходимых медицинских перчаток.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не установлено.
3. Статьей 65 Закона о контрактной системе установлено следующее:
3. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Датой поступления запроса является 03.07.2017 15:16.
Дата окончания подачи заявки на участие в электронном аукционе определена аукционной документацией до 06.07.2017 15:00.
Таким образом, последний день для подачи запроса о даче разъяснений положений документации является 02.07.2017, то есть за три дня до 06.07.2017.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о том, что Заказчиком не был дан ответ на запрос разъяснений, ошибочно ссылаясь на истечение срока на подачу разъяснений, является несостоятельным и не соответствующим положениям статьи 65 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Медика" от 06.07.2017 N1092-ж на действия Заказчика - БУ "Нижнесортымская участковая больница", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка перчаток медицинских (извещение N0387200009117003271) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 июля 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017