Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 июля 2017 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 14.07.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 17.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления,
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Вшивцев А.Н. по доверенности от 26.10.2015, Сеничкин В.А. по доверенности от 09.01.2017;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности 21.03.2017, Пойлова Е.А. по доверенности от 01.01.2017, Бердюгин М.А. по доверенности от 06.06.2017,
рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. от 07.07.2017 N1101-ж на действия (бездействие) Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Противотуберкулезный диспансер" (Медицинское газоснабжение), расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ, ГПЗ (извещение N0187200001717000513) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, аукционная документация сформирована Заказчиком, Уполномоченным органом с нарушением законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Противотуберкулезный диспансер" (Медицинское газоснабжение), расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ, ГПЗ (извещение N0187200001717000513) размещены на официальном сайте единой информационной системы 20.06.2017.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Проанализировав аукционную документацию Комиссией Управления было установлено, что в соответствии с локальной сметой N02-01 Заказчиком установлены следующие требования:
Пункт 13. Комплект оборудования для централизованной подачи кислорода, закиси азота и вакуума, Базовые характеристики: Электропитание блоков кислорода и закиси азота должно быть от однофазной сети переменного тока:
напряжение, В от 220 ; частота, Гц от 50
Исполнение: УХЛ 4.2. ГОСТ 20790 - 82
Комплектность Габаритные размеры
Блок кислорода мм не менее 560 х не менее 200 х не менее 530 Масса, кг не более 23
Блок закиси азота мм не менее 560 х не
менее 200 х не менее 530 Масса, кг не
более 25
Блок вакуумных насосов мм не менее 725 х
не менее 725 х не менее 850 Масса, кг не
более 180
Рейсвер мм не менее 425 х не менее 425
х не менее 1400 Масса, кг не более 25
Панель дублирующей сигнализации мм не
менее 46 х не менее 62 х не менее 135
Масса, кг не более 0,
Заявитель в жалобе указывает, что ГОСТ 20790-82 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 20790-93 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия".
В аукционной документации нет указания, о том, каким образом нужно поступать участникам закупки при установлении требований по недействующим нормативным документам.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика подтвердили тот факт, что ГОСТ 20790-82 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия" утратил свою силу и был заменен. Вместе с тем, требования ГОСТа 20790-82 и ГОСТа 20790-93 идентичны в той части, которая была применена Заказчиком в пункте 13 локальной сметы.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, в части указания в пункте 13 локальной сметы недостоверной информации.
Пункт 26. Болты с гайками и шайбами строительные. Механические свойства болтов. Класс прочности более 6.8. Наружный диаметр резьбы d, мм 36-48 .Механические свойства гаек. Класс прочности выше 6. ГОСТ Р 52643-2006
По мнению Заявителя, Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к показателю класса прочности болтов "более 6.8" и к показателю класса прочности гаек "выше 6", что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в первой части заявки сведения, противоречащие ГОСТ Р 52643-2006.
Согласно таблице А.1 ГОСТа Р 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия" класс прочности болта определен с минимального показателя 8.8.
Минимальный показатель класса прочности болтов 6.8 существовал до внесения изменений 17.03.2011.
Согласно таблице А.2 ГОСТа Р 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия" класс прочности гаек определен с минимального показателя 8.
Минимальный показатель класса прочности болтов 6.8 существовал до внесения изменений 17.03.2011.
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что установленное в пункте 26 локальной сметы N02-01 требование к прочности болтов и гаек, противоречит требованиям ГОСТа Р 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия".
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 52. Трубы стальные водогазопроводные с резьбой, обыкновенные, оцинкованные, плотность стали 7,85 г/см3. Условный проход 15 мм. Наружный диаметр 21,3 мм. Толщина стенки труб 2,8 мм. Масса 1 м труб не менее 1,28 кг. ГОСТ 3262-75.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к массе 1 метра труб оцинкованных толщиной стенки 2,8 мм, условным проходом 15 мм, наружным диаметром 21,3 мм "не менее 1,28 кг", что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в первой части заявки сведения, противоречащие ГОСТ 3262-75.
Согласно ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" трубы стальные водогазопроводные обыкновенные с толщиной стенки 2,8 мм, условным проходом 15 мм, наружным диаметром 21,3 мм и плотностью стали 7,85 г/см3 имеют массу 1 метра трубы 1,28 кг. При этом в таблице 1 представлена масса 1 метра труб неоцинкованных. В примечании к таблице 1 указано, что оцинкованные трубы тяжелее неоцинкованных на 3%.
Заказчиком в пункте 52 локальной сметы установлено требование к массе 1 м труб не менее 1,28 кг.
Согласно имеющейся в аукционной документации инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Участник предлагает одно конкретное значение, за исключением описания диапазонных значений (Раздел II), в случае применения заказчиком в техническом задании при описании значения показателя с использованием слов "не менее", "не ниже" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное.
Таким образом, Заказчиком установлено требование к массе труб в пределах, предусмотренных ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений положений законодательства о контрактной системе по пункту 52 локальной сметы.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. от 07.07.2017 N1101-ж на действия (бездействие) Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Противотуберкулезный диспансер" (Медицинское газоснабжение), расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ, ГПЗ (извещение N0187200001717000513) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" нарушения части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 июля 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017