Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 июля 2017 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 17.07.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 17.07.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления,
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "СервисПлюс" от 10.07.2017 N1106-ж на действия Заказчика - Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" при проведении электронного аукциона, предметом которого является работы по текущему ремонту зданий и устройству доступной среды для МГН (извещение N 0387200020117000006) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, аукционная документация сформирована Заказчиком с нарушением законодательства о контрактной системе.
1. Срок действия цен, указанный в Расчете НМЦК (до 31.07.2017 г.), не совпадает с пунктом 10 документации об аукционе в электронной форме (до 31.08.2017 г.).
2. Начальная (максимальная) цена контракта, обозначенная в пункте 11 документации об аукционе в электронной форме, а также в прилагаемом локальном сметном расчете НМЦК составляет 8 134 169,00 рублей, что не соответствует локальному сметному расчету, в соответствии с которым стоимость составляет 8 134 166,00 рублей.
3. Наименование раздела номер 1 локального сметного расчета "Доступная срела". Данная формулировка является не корректной и не понятной для участника электронного аукциона.
4. Пункт 15 раздела 1 локального сметного расчета содержит наименование марки клея (КН-2). Данное условие является не допустимым и нарушает требования закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" 44-ФЗ.
5. Пункт 21 раздела 1 локального сметного расчета содержит наименование устройства для автоматического открывания двери (ОДА-01КР). Данное условие является не допустимым и нарушает требования закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" 44- ФЗ.
6. Пункт 22 раздела 1 локального сметного расчета содержит наименование мастики ("Изол"). Данное условие является не допустимым и нарушает требования закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" 44-ФЗ.
В период предоставления разъяснений, установленный документацией об электронном аукционе, заказчику направлялись запросы, на которые были предоставлены ответы не по существу заданных вопросов.
Также Заявитель просит обратить внимание на Инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Текст данного документа составлен крайне не корректно, содержит противоречивые требования и ошибки, что вводит в заблуждение участников закупки и ограничивает конкуренцию. Например, интересное требование: "Для предельных отклонений необходимо указать значение отклонения в сторону уменьшения для положительных чисел и значение отклонения в сторону увеличения для отрицательных чисел, согласно требованиям настоящей инструкции, т.е. требованию менее -0,5 удовлетворяют значения -0,4, -0,3 и т.д.". Данное требование не соответствует математическим правилам, а именно (минус)-0,4 больше (минус) -0,5, а 0,4 меньше 0,5. На данную ошибку был подан запрос, на который заказчик, ответив, порекомендовал более внимательно изучить опубликованную аукционную документацию.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является работы по текущему ремонту зданий и устройству доступной среды для МГН (извещение N 0387200020117000006) размещены на официальном сайте единой информационной системы 23.06.2017.
1. Согласно представленным документам и информации, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) была сформирована Заказчиком на основании трех коммерческих предложений, то есть методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), что соответствует положениям статьи 22 Закона о контрактной системе. Информация на дату опубликования извещения о проведении электронного аукциона (23.06.2017) являлась актуальной.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит каких-либо требований или ограничений к сроку действия обоснования НМЦК, а также не устанавливает зависимость между сроком исполнения контракта и сроком действия рыночных цен, на необходимые товары для исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 23.06.2017 N0387200020117000006 начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 134 169,00 руб., аналогичный размер НМЦК установлен в аукционной документации и в расчете НМКЦ на работы по текущему ремонту зданий и устройству доступной среды для МГН.
Вместе с тем, в локальном сметном расчете указана сметная стоимость (строительных и монтажных работ), средства на оплату труда, сметная трудоемкость, в том числе материалы, транспорт и т.д.
В НМЦК входят затраты на оказание услуги надлежащего качества в объеме и сроки, указанные в контракте.
Таким образом, НМЦК должна соответствовать итоговой стоимости локального сметного расчета.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель в жалобе указывает, что наименование формулировка, содержащаяся в разделе номер 1 локального сметного расчета "Доступная срела" является не корректной и не понятной для участника электронного аукциона.
Предметом закупки является работы по текущему ремонту зданий и устройству доступной среды для МГН (извещение N 0387200020117000006).
В локальном сметном расчете указано наименование работ и затрат, наименование объекта - работы по текущему ремонту зданий и устройству доступной среды для МГН.
Раздел 1 дублирует наименование как предмета закупки, указанного в извещении и аукционной документации, так и наименование объекта локального сметного расчета.
Таким образом, довод Заявителя о том, что формулировка "Доступная срела" является непонятной, по мнению Комиссии Управления является несостоятельным.
4, 5, 6. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Проанализировав пункты 15, 21 ,22 локального сметного расчета, Комиссией Управления было установлено, что Заказчиком в вышеуказанных пунктах не содержится требований, нарушающих статью 33 Закона о контрактной системе, поскольку указание марки клея КН 2 не является маркой производителя, торговым наименованием, товарным знаком. КН 2 является видом клея, подразумевающим определенные характеристики присущие только данному виду, при этом количество производителей данного вида клея не ограничено.
Например, полимерцементный клей КН 2 представляет собой цементную смесь с минеральными добавками и модификаторами, которая применяется на минеральных основаниях. Используется для облицовки керамической и стеклянной плиткой, каменными материалами.
Аналогичный вывод был сделан Комиссией Управления по пунктам 21 и 22 локального сметного расчета.
Мастика Изол (ТУ 21-27-37-89) - многокомпонентная однородная масса, состоящая из резинобитумного вяжущего (полученного термомеханической обработкой вулканизированной резины или ее регенерата и нефтяного битума), наполнителя, пластификатора и антисептика. Мастику выпускают двух марок: МРБ-Г-Т15 и МРБ-Х-Т.
Мастика Изол предназначена для окрасочной и обмазочной гидроизоляции строительных конструкций и приклеивания рулонных материалов (Изола, Бризола, Стеклоизола).
ОДА-01КР является видом системы устройства для автоматического открывания двери, данная система представляет из себя автоматический привод, который устанавливается на механическую дверь как обычный доводчик с наружной или внутренней стороны.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что Заявителем к жалобе не приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений положений законодательства о контрактной системе, в части описания объекта закупки по пунктам 15, 21, 22 локального сметного расчета.
7. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, задачей Заказчика является установление в документации инструкции по заполнению заявки с целью обеспечить участникам закупки возможности правильно сформировать заявку, то есть с учетом потребности Заказчика.
Согласно пункту 24 аукционной документации в инструкции по заполнению заявки на участие в закупке Заказчиком указано следующее:
"Для предельных отклонений необходимо указать значение отклонения в сторону уменьшения для положительных чисел и значение отклонения в сторону увеличения для отрицательных чисел, согласно требованиям настоящей инструкции, т.е. требованию менее -0,5 удовлетворяют значения -0,4, -0,3 и т.д.".
По мнению Комиссии Управления, вышеуказанное требование, с учетом наличия примера, позволяет однозначно определить потребность Заказчика.
Кроме того, законодательством о контрактной системе не установлено требований к указанию каких либо характеристик в соответствии с математическими правилами.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности довода Заявителя, в части формирования Заказчиком ненадлежащей инструкции.
8. Частями 3, 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено следующее:
3. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно материалам дела, а также информации содержащейся в единой информационной системе в адрес Заказчика было направлено четыре запроса о даче разъяснений положений документации, на три из которых Заказчиком были даны конкретные ответы.
На запрос от 27.06.2017 касаемо инструкции по заполнению заявки на участие, Заказчиком, по мнению Комиссии Управления, был дан правомерный ответ.
Поскольку, так например, на вопрос "Что за типы 1,2.3.4.?" в инструкции имеется определение каждого типа.
Например, к первому типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров могут относиться требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления не установлено в действиях Заказчика нарушения положений статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На участие в закупке было подано 2 заявки. Оба участника участвовали в процедуре проведения закупки. Снижение НМКЦ было осуществлено на 1,5 %.
Разница несоответствия НМЦК указанной в извещении, аукционной документации, и НМЦК в локальном сметном расчете составила 3 руб., что является незначительным и не повлияло на результаты торгов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений, поскольку выявленные нарушения повлияли на результаты торгов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СервисПлюс" от 10.07.2017 N1106-ж на действия Заказчика - Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" при проведении электронного аукциона, предметом которого является работы по текущему ремонту зданий и устройству доступной среды для МГН (извещение N 0387200020117000006) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 июля 2017 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017