Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 июля 2017 г. N 44-74/17
Резолютивная часть решения оглашена 14 июля 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 19 июля 2017 года.
На заседании производилась аудиозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю. - заместитель председателя Комиссии,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Васильева В.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Кузьмина А.С.,
в присутствии представителя Заявителя Шейкмана А.М. (доверенность б/н от 20.06.2017 года и директора Заказчика - Кузьминой Т.В. (Приказ N53-к от 28.02.2017 года),
рассмотрев жалобу ООО "Мамонт Фарм" на положения документации об аукционе на поставку препарата лекарственного и материалов, применяемые в медицинских целях (Будесонид + формотерол, ЖНВЛП) (идентификационный номер: 2889-А-ГЗ-Л). (извещение N 0357200021417000021) (далее - аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
28 июня 2017 года Заказчиком ГКУЗ Псковской области "Управление фармации" объявлен электронный аукцион на поставку препарата лекарственного и материалов, применяемые в медицинских целях (Будесонид + формотерол, ЖНВЛП) (идентификационный номер: 2889-А-ГЗ-Л) (извещение N 0357200021417000021).
Извещение о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 28.06.2017 года в 11:17.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 087 106,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, 06.07.2017 10:00.
07 июля 2017 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 14 июля 2017 года в 10.00.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N150 от 06.07.2017 года).
Описание объекта закупки содержит требование к форме выпуска (упаковки) - многодозовый ингалятор, что ограничивает производителя ООО "Натива" (Россия), который производит ингалятор одноразовый.
Разъяснения документации об аукционе не содержат предмета запроса, что нарушает положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Заказчик не согласился с доводами жалобы (письменные пояснения N1377 от 13.07.2017 года, в материалах дела).
Требования к поставляемому товару установлены исходя из потребностей Заказчика, обусловленные спецификой деятельности.
Разъяснение положений документации об аукционе предоставлялись впервые, в связи с чем допущена ошибка, в части не указания предмета.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Требование заказчика "порошок для ингаляций дозированный" обусловлено тем, что разные виды порошковых ингаляторов имеют свои особенности, влияющие на возможность пациентов с бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких разного возраста и степени обструкции сделать полноценный вдох для адекватного лечения и контроля над заболеванием.
Несмотря на то, что Симбикорт Турбухалер, ДуоРесп Спиромакс и Формисонид-Натив являются порошковыми ингаляторами и имеют одну лекарственную форму, данные препараты имеют разную форму выпуска. Согласно инструкции по применению, Формисонид выпускается в капсулах, порошок для ингаляций дозированный, в то время как Симбикорт и ДуоРесп - это порошок для ингаляций, который уже находится в ингаляторе дозирующем.
В отличие от ФормисонидR-Натив, который представляет из себя однодозовый капсульный порошковый ингалятор (ПИ), Симбикорт Турбухалер и ДуоРесп Спиромакс относятся к многодозовым ПИ.
В мультидозовых резервуарных ПИ препарат находится в едином контейнере, а каждая ингаляционная доза отмеряется при помощи специального дозирующего устройства.
Разные ПИ имеют разное внутреннее сопротивление. Это означает, что для получения необходимой дозы препарата пациент должен сделать глубокий мощный вдох через ингалятор.
Капсульные ингаляторы очень требовательны к объему и скорости вдоха. При ингаляции через порошковые ингаляторы резервуарного или блистерного типа доза высвобождается раньше, чем из капсульного. По этой причине при использовании капсульного ингалятора важен инспираторный объем легких пациента, и необходимо сделать повторный вдох, чтобы убедиться, что пациент получил всю дозу препарата.
При скорости вдоха ниже порогового значения терапевтического эффекта от лекарственного препарата не будет вовсе или он будет слабо выражен. Ингалятор типа Турбухалер дает клинический эффект при низкой скорости вдоха, минимальная скорость для него составляет ~ 30 л / мин, а оптимальная - 60 л / мин.
Однодозовые капсульные ингаляторы, как правило, являются ингаляторами с низким сопротивлением, требующими скорости инспираторного потока > 90 л / мин. В исследованиях показано, что маленькие дети дошкольного возраста с БА, пациенты пожилого возраста и больные ХОБЛ могут сталкиваться с трудностями при использовании некоторых порошковых ингаляторов, т. к. не могут создать инспираторный поток необходимой мощности. Так же инспираторный поток снижается при обострениях бронхообструктивных заболеваний.
Также представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы по существу сообщил, что в Псковской области в регистре пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, страдающих бронхиальной астмой, числится 3561 льготник, в том числе 2075 пожилого возраста, что обуславливает потребность Заказчика именно в мнодозовом ингаляторе.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является его правом. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Аналогичный вывод сделан в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по делу NА52-4066/2015.
Тем не менее, препарат Формисонид-Натив имеет возможность участвовать в торгах, извещение N357200021417000065 для пациентов, имеющих легкую и среднюю степень тяжести заболевания.
2. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчиком 03.07.2017 года были размещены разъяснения положений документации об аукционе NРД1 без указания предмета запроса, что является нарушением ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе и содержит признаки нарушения части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Мамонт Фарм" частично обоснованной.
1. Установить в действиях Заказчика, нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что нарушение не повлияли на результаты определения (поставщика, подрядчика) предписание об устранении не выдавать.
3. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии: В.В. Васильев
А.С. Кузьмин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 июля 2017 г. N 44-74/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017