Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 12 июля 2017 г. N РЗ-234/17
Резолютивная часть решения оглашена "12" июля 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "17" июля 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - вриоруководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов властиКолодина Н.Н.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителейадминистрации Рассказовского района Тамбовской области <_>,
в отсутствие представителей ООО "Профит - плюс",
рассмотрев жалобуООО "Профит - плюс" (далее - Заявитель) на действия администрации Рассказовского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на ремонт автодороги "Тамбов - Пенза - Рассказово - Уварово - Мучкапский -Коптево - Усть-Кензарь" (извещение N 0164300027917000044) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
АдминистрацияРассказовского района Тамбовской области (далее также Заказчик) 07.06.2017 опубликовала в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N 0164300027917000044о проведении электронного аукциона на ремонт автодороги "Тамбов - Пенза - Рассказово - Уварово - Мучкапский - Коптево - Усть-Кензарь" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 275 001 ,00 руб.
ООО "Профит-плюс", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилосьс жалобой в антимонопольный орган.
Заказчик представил все необходимые документы, возражения на жалобу и просил отказать вудовлетворении жалобы.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлен запрет допуска работ (услуг), оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод Заявителя, считает его обоснованным по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (приналичии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системы в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 583 от 28.11.2015 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и всоответствии с федеральными законами N 281-ФЗ от 30.12.2006 "О специальных экономических мерах" и N 390-ФЗ от 28.12.2010 "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить перечень работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 1296 от 30.11.2015 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" постановление Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 утратило силу. Начало действия документа - 01.06.2017.
Извещение N 0164300027917000044 о проведении электронного аукциона на ремонт автодороги "Тамбов - Пенза - Рассказово - Уварово - Мучкапский - Коптево - Усть-Кензарь" опубликовано Заказчиком 07.06.2017, после вступления в действие постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672.
В разделе 5.1 документации об аукционе Заказчиком указано, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.
Таким образом, установленные Заказчиком условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.По мнению Заявителя,Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых возможно получить только путем проведения испытаний, что нарушает ст. 33 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев указанный довод, считает его необоснованным по следующим обстоятельствам.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технические и качественные характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Заказчиком в приложении N 2 к проекту контрактаустановлены требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ (далее также Техническое задание).
Заявитель ООО "Профит-плюс" считает неправомерным установление Заказчиком требований по некоторым позициям Технического задания по химическому составу и компонентам материалов (товаров), которые подлежат применению при исполнении контракта, так как их состав может быть известен по результатам испытаний и после их покупки участником закупки. Однако, подтверждающих это обстоятельство доказательств ООО "Профит-плюс" не представило.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что исходя из Технического задания и инструкции по заполнению заявки, участник аукциона вправе предоставлять диапазонные значения, соответствующие ГОСТу, техническому заданию, по спорным показателям. Препятствия для подачи заявки не установлены, поскольку возможность участника закупки указать диапазонные значения многих показателей описываемых в заявке товаров позволяет не иметь их в наличии.
При рассмотрении жалобы не выявлены требования к товарам и их показателям, для указания которых в заявке на участие в аукционе требуется проведение испытаний или иметь товар в наличии.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Заявитель не указывает, в чем, по его мнению, выразилось нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки, повлекшее ущемление его прав и законных интересов как участника закупки.
В нарушение статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе без наличия у участника закупки применяемых материалов и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
3.1. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системеинформация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 21 информационного паспорта рассматриваемого аукциона срок завершения работ составляет 14календарных дней с даты подписания Контракта.
Однако в п. 3.2 проекта контракта Заказчиком предусмотрены другие сроки выполнения работ -"ремонтные работы автодороги "Тамбов - Пенза - Рассказово - Уварово - Мучкапский -Коптево - Усть-Кензарь" производятся в три этапа:
1 этап - до 01.08.2017 года (344 метра дороги);
2 этап - до 01.09.2018 года (856 метров дороги);
3 этап - до 01.09.2019 года (800 метров дороги)".
Таким образом, документация об аукционе в части срока выполнения работ содержит противоречивые сведения.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что в п. 21информационного паспорта допущена техническая ошибка.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что данные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3.2. Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системесрок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В п. 2.7.2 проекта контракта Заказчиком указано, что "оплата производится в соответствии с действующим законодательством на основании актов приемки выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), счета, счета-фактуры, в три этапа:
1 этап - 1 772 900 рублей после выполнения 1 этапа работ;
2 этап - 4 400 000 рублей после выполнения 2 этапа работ;
3 этап - оставшаяся стоимость после выполнения 3 этапа работ".
Пунктом 3.2. проекта контракта Заказчиком предусмотрены сроки выполнения работ.
Однако, Заказчиком в нарушение требований ч. 13, ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствуют обязательные условия о сроках оплаты выполненной работы, а также сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..
3.3. Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п.2.10 проекта контракта установлено излишнее требование к исполнителю контракта, а именно:"заказчик имеет право запрашивать у Подрядчика копии любых финансовых документов, подтверждающие использование денежных средств", которое не предусмотрено действующим законодательством, в том числе Законом о контрактной системе".
Данные действия Заказчика нарушают ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ввиду того, что по данной закупке (реестровый номер 0164300027917000044) в рамках дела N РЗ-236/17 Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документацию об аукционе, Комиссия Тамбовского УФАС России решила повторно предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" обоснованной в части неправомерного установления запрета в соответствии постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
2. Признать Заказчика - администрациюРассказовского района Тамбовской области нарушившейч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31, ч.ч. 13, 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Н.Е. Козлова
Исп.:Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 12 июля 2017 г. N РЗ-234/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2017