Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 13 июля 2017 г. N РЗ-237/17
Резолютивная часть решения оглашена "13" июля 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "18" июля 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителя администрации Первомайского сельсовета Первомайского района Тамбовской области - <_>,
АО "Бурводстрой" - <_>,
рассмотрев жалобу АО "Бурводстрой" на действия аукционной комиссии администрации Первомайского сельсовета Первомайского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на строительство водозаборной скважины по ул. Энергетиков в р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области (извещение N 0164300031617000009) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Первомайского сельсовета Первомайского района Тамбовской области (далее также Заказчик) 29.05.2017 опубликовала на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N 0164300031617000009 о проведении электронного аукциона на строительство водозаборной скважины по ул. Энергетиков в р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 853 250 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 28.06.2017 в 9 часов.
По окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано 5 заявок от участников, с порядковыми номерами: 2, 3, 4, 5, 6.
По результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия Заказчика приняла следующие решения: отказать в допуске к участию в Аукционе участникам закупки, подавшим заявки NN 2, 3, 4, 5, допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона участника закупки, подавшего заявку N6, данное решение оформлено протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0164300031617000009 от 04.07.2017.
Аукционная комиссия Заказчика, рассмотрев вторую часть заявки N6 (ООО "Тамбовгеология"), признала ее соответствующей требованиям документации об Аукционе. Аукцион был признан несостоявшимся (протокол рассмотрения заявки единственного участника аукциона N 0164300031617000009 от 05.07.2017).
АО "Бурводстрой" (заявка N 3), не согласившись с решением аукционной комиссии Заказчика об отказе ему в допуске к участию в аукционе, обжаловало его в Тамбовское УФАС России. Заявитель считает, что его заявка полностью соответствовала требованиям документации об аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные объяснения, в которых указал, что считает жалобу Заявителя необоснованной.
Рассмотрение жалобы было назначено на 12.07.2017. После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 13.07.2017.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителей, возражения Заказчика, установила следующее.
1.В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч. 4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Рассмотрев заявку АО "Бурводстрой" (заявка N3), аукционная комиссия Заказчика отказала ему в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям:
"Отказать в допуске к участию в аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки 3.На основании п. 2. ч. 4 ст. 67 44-ФЗ в связи с несоответствием информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, п. 20 Информационного паспорта аукциона Документации об электронном аукционе:
По позиции 2. "Краски масляные цветные густотертые" заявки указано: "Марка: МА-015 сурик железный, МА-015 мумия... Цвет: красно-коричневая". В соответствии с Требованиями к товарам, используемым при выполнении работ (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе Техническое задание) (далее - "Требования к товарам") краски масляные цветные густотертые должны соответствовать ГОСТ 8292-85. Участник закупки, декларируя соответствие товара данному ГОСТу, указывает в заявке значения, не соответствующие ему, соответственно и требованиям аукционной документации: в соответствии с ГОСТ 8292-85 цвет краски МА- 015 мумия- коричневато-красная.
По позиции 10. "Вяжущий материал для приготовления бетона: портландцемент" в заявке указано: "соответствует ГОСТ 311082016... Класс прочности цемента: 32,5Б... Прочность на сжатие в возрасте 28 сут.*: не менее 32,5 МПа". В соответствии с Требованиями к товарам, вяжущий материал для приготовления бетона должен соответствовать ГОСТ 31108-2016. Участник закупки, декларируя соответствие товара данному ГОСТу, указывает в заявке значения, не соответствующие ему, соответственно и требованиям аукционной документации: в соответствии с ГОСТ 31108-2016 прочность на сжатие в возрасте 28 сут. цемента класса прочности 32,5Б должна составлять не менее 32,5 МПа и не более 52,5 МПа.
По позиции 14. "Доски из хвойных пород обрезные" в заявке указано: "Толщина, мм: 25". 3 Требованиях к товарам по позиции 14. "Доски из хвойных пород обрезные" указано: "Толщина, им: не менее 25, более 44". В соответствии с п. 1.4. Документации об электронном аукционе "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" перечисление значений через запятую означает необходимость поставки товара со всеми перечисленными вариантами характеристики. Таким образом, документацией были предусмотрены две толщины досок - не менее 25 мм и более 44 мм, участник указал только одну толщину".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает неправомерным решение аукционной комиссии Заказчика о несоответствии предложенных товаров (материалов) в заявке АО "Бурводстрой" по позициям N2 и N10 Требований к товарам, используемым при выполнении работ, Технического задания (приложение N2 к документации об электронном аукционе) (далее Требования) в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По позиции N2 Требований Заказчиком установлено следующее "2. Краски масляные цветные густотертые должны соответствовать ГОСТ 8292-85, ГОСТ 9980.4-2002. Марка: МА-015 сурик железный, МА-015 мумия. Цвет: красно-коричневая или коричневато-красная. Массовая доля пленкообразующего вещества, %*: не менее 12,4. Массовая доля летучих веществ, %*: не более 7,0".
Инструкцией по заполнению заявки на участи в Аукционе (раздел 4 документации об Аукционе) установлено, в том числе, следующее: "По тексту технического задания союз "или" во всех случаях следует воспринимать как обязанность выбрать один из перечисляемых вариантов значений или диапазонов значений (в т. ч. когда через запятую перечисляется несколько вариантов характеристики, а перед последним из вариантов стоит союз "или")".
АО "Бурводстрой" по спорной позиции указало, в том числе, следующее: Марка: МА-015 сурик железный, МА-015 мумия. Цвет: красно-коричневая", что в полном мере соответствовало приведенным выше требованиям документации об Аукционе и инструкции по заполнению заявки, то есть выполнена обязанность выбора одного цвета из двух вариантов Заказчика.
При этом ни документация о закупке, в том числе Требования, ни заявка участника закупки N3 не указывают, к какой из двух красок относится цвет. Соответственно не усматривается несоответствие выбранного цвета ГОСТу 8292-85, на что неправомерно указано в протоколе.
По позиции N10 Требований Заказчиком установлено следующее: "10. Вяжущий материал для приготовления бетона: портландцемент или шлакопортландцемент должен соответствовать ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30108-94. Тип цемента: ЦЕМ I, ЦЕМ II или ЦЕМ III подтипа А. По скорости твердения: нормальнотвердеющий или быстротвердеющий. Содержание портландцементного клинкера*: 35-100 % массы. Содержание шлака*: не более 65 % массы. Содержание пуццолан, золы-уноса, глиежа или обожженного сланца, известняка, микрокремнезема*: не более 35 % массы. Содержание вспомогательных компонентов*: не более 5 % массы. Класс прочности цемента: 32,5Н, 32,5Б, 42,5Н, 42,5Б, 52,5Н или 52,5Б. Прочность на сжатие в возрасте 28 сут.*: не менее 32,5 МПа. Начало схватывания*: не ранее 45 мин. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в цементе*: не более 370 Бк/кг".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки по показателям, отмеченным знаком "*", участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров в форме конкретных значений либо описывает значение диапазоном возможных значений.
В рассматриваемом случае Заказчик установил требования к минимальному значению прочности цемента на сжатие в возрасте 28 суток - "не менее 32,5 МПа", не ограничивая его предельным значением по максимальному, а потому, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовало законное основание по отклонению от участия в Аукционе участникам закупки, неуказавшим максимально возможные значения прочности цемента на сжатие в возрасте 28 суток.
АО "Бурводстрой" в своей заявке по спорной позиции указало, в том числе, следующее: "Класс прочности цемента: 32,5Б. Прочность на сжатие в возрасте 28 сут.*: не менее 32,5 МПа", что в полной мере соответствовало требованиям документации об аукционе и инструкции по заполнению заявки.
Вместе с этим Комиссия Тамбовского УФАС России считает правомерным решение аукционной комиссии заказчика о несоответствии заявки АО "Бурводстрой" по позиции N 14 Требований положениям документации об Аукционе.
Так, по позиции N14 Требований Заказчик установил следующее: "Доски из хвойных пород обрезные должны соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 24454-80. Изготавливаются из древесины пород: сосна, ель, пихта, лиственница или кедр. Сорт: 3. Длина, м: 4-6,5. Ширина, мм: 75-150. Толщина, мм: не менее 25, более 44".
Согласно инструкции по заполнению заявки перечисление значений через запятую означает необходимость поставки товара со всеми перечисленными вариантами характеристики.
Исходя из приведенного положения инструкции по заполнению заявки, участникам закупки необходимо было указать конкретные значения двух толщин досок - "не менее 25 мм" и "более 44 мм".
Однако, АО "Бурводстрой" в своей заявке по спорной позиции указало только одно значение толщины досок - 25 мм, что не соответствовало требованиям документации об Аукционе, а потому явилось законным основанием для отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Исходя из имеющегося законного основания для отказа в допуске к участию в Аукционе АО "Бурводстрой", Комиссия Тамбовского УФАС России признает жалобу Заявителя необоснованной.
Доводы жалобы АО "Бурводстрой", направленные на обжалование положений документации об Аукционе, не подлежат рассмотрению комиссией Тамбовского УФАС России ввиду того, что они заявлены после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения требований Закона о контрактной системе.
2.1. В силу ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
По позиции N8 Требований Заказчик установил, в том числе, следующее: Цемент для приготовления раствора кладочного цементного должен соответствовать ГОСТ 10178-85, ГОСТ 31108-2016. Тип, подтип цемента и виды добавок: ЦЕМ I, [ЦЕМ II/А-Ш], [ЦЕМ II/В-Ш], [ЦЕМ II/А-П], [ЦЕМ II/А-З], [ЦЕМ II/А-Г], [ЦЕМ II/А-К], [ЦЕМ II/А-И], [ЦЕМ III/А], [ПЦ-Д0], [ПЦ-Д5] или [ПЦ-Д20]".
Инструкция по заполнению заявки определяет, в том числе, следующее: "По тексту технического задания союз "или" во всех случаях следует воспринимать как обязанность выбрать один из перечисляемых вариантов значений или диапазонов значений (в т. ч. когда через запятую перечисляется несколько вариантов характеристики, а перед последним из вариантов стоит союз "или")".
В рассматриваемом случае участник закупки обязан указать только один из цементов, перечисленных Заказчиком в Требованиях.
Однако, единственный допущенный к участию в Аукционе участник (ООО "Тамбовгеология") в своей заявке указал два вида цемента - ЦЕМ I и [ПЦ-Д0], что не соответствовало требованиям документации об Аукционе. Однако аукционная комиссия Заказчика в нарушение требований документации об Аукционе и ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе признала заявку ООО "Тамбовгеология" соответствующей требованиям документации.
Действия аукционной комиссии Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком по позициям 14, 15 Требований установлено следующее:
"14. Доски из хвойных пород обрезные должны соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 24454-80. Изготавливаются из древесины пород: сосна, ель, пихта, лиственница или кедр. Сорт: 3. Длина, м: 4-6,5. Ширина, мм: 75-150. Толщина, мм: не менее 25, более 44. Предельные отклонения от номинальных размеров по длине, мм*: в плюсовую сторону не более 50, в минусовую сторону не более 25. Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине, мм*: не более 2,0. Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине, мм*: не более
3,0.
15. Бруски из хвойных пород обрезные должны соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 24454-80. Изготавливаются из древесины пород: сосна, ель, пихта, лиственница или кедр. Сорт: 1. Длина, м: 4-6,5. Ширина, мм: 75-150. Толщина, мм: 40-75. Предельные отклонения от номинальных размеров по длине, мм*: в плюсовую сторону не более 50, в минусовую сторону не более 25. Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине, мм*: не более 2,0. Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине, мм*: не более
3,0.
Однако в соответствии с пунктом 7 ГОСТ "24454-80 Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов установлены конкретными числовыми значениями без сопровождения словами "не более" и "не менее":
по длине +50 в -25;
по толщине:
при размерах до 32 мм включ 1,0;
от 40 до 100 мм включ 2,0:
более 100 мм 3.0;
по ширине для обрезных пиломатериалов:
при размерах до 100 мм включ. 2,0;
более 100 мм 3,0.
Таким образом, Заказчик, использовав при описании объекта закупки не соответствующие действующему ГОСТу показатели предельных отклонений от номинальных размеров пиломатериалов, нарушил требования ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе с отсылочной нормой на п.2 ч. 1 ст. 33 обозначенного закона.
Действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.3. Также Заказчиком нарушено требование п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении цвета краски по позиции 2 Требований: "красно-коричневая или коричневато-красная", поскольку по данной позиции предусмотрено использование двух красок "МА-015 сурик железный" и "МА-015 мумия".
В соответствии с ГОСТом 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые" у этих красок должны быть строго определенные цвета: сурик железный - красно-коричневого, а мумия - коричневато-красного. Однако, Заказчик указал на обязанность выбора участником закупки цвета краски, что ГОСТу 8292-85 не соответствует.
Таким образом. Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, в результате чего нарушены их права и законные интересы
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Бурводстрой" необоснованной
2. Доводы жалобы АО "Бурводстрой" в части обжалования положений документации об Аукционе не рассматривать.
3. Признать аукционную комиссию администрации Первомайского сельсовета Первомайского района Тамбовской области нарушившей ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Признать администрацию Первомайского сельсовета Первомайского района Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 и ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N РЗ-237/17 о нарушении законодательства о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "13" июля 2017 года.
В полном объеме предписание изготовлено "18" июля 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
на основании своего решения от 18.07.2017 по делу N РЗ-237/17 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области, аукционной комиссии Администрации Первомайскго поссовета Первомайского района Тамбовской области в срок до 31 июля 2017 года отменить электронный аукцион на строительство водозаборной скважины по ул. Энергетиков в р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области (извещение N 0164300031617000009) и все его результаты.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до 31 июля 2017 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 13 июля 2017 г. N РЗ-237/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017