Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 10 марта 2017 г. N 116/04-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Перспектива" на действия Заказчика - АО "Корпорация развития жилищного строительства" при проведении электронный аукциона на создание объекта капитального строительства "Группа жилых домов в г. Большой Камень. Площадка "Шестой микрорайон". I этап - жилые дома N 1,2,3,4,5,6," (извещение N 2020500000117000001) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в связи с тем, что описание объекта закупки не соответствует нормам Закона N 44-ФЗ, а именно, описание объекта закупок не носит объективный характер.
А также, размер неустойки, указанный в проекте контракта, нарушает нормы Закон N 44-ФЗ, отсутствует информация о наличие/отсутствии банковского сопровождения контракта, проект контракта подготовлен с нарушениями ст.34 Закон N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
- описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии и т. д.
При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к товару для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Заказчик в документации об аукционе установил требования к товару по позиции N 169, для умывальника фарфорового, требование к его размеру: "Размер умывальника: не менее 55х47,5х15 см (ДхШхВ)".
Показателем по данному требованию является - "размер", значением показателя -"55х47,5х15 см". Пункт 169 содержит указание на то, что заказчик при подготовке требований к умывальнику руководствовался ГОСТ 30493-96 "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры.". Требования данного ГОСТ указывает, что требуемые умывальники могут иметь длину от 55 см (55, 60, 65, 70), ширину от 47,5 мм (верхняя граница не лимитирована), высоту от 15 мм (верхняя граница не лимитирована). Тем самым заказчик, описав объект закупки, не нарушил статью 33 Закона N 44-ФЗ,
Следовательно, заказчик не допустил нарушение части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, помимо норм Закона N 44-ФЗ отношения в рамках настоящего аукциона регулируются положениями Гражданского кодекса РФ.
В силу части 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Правила статьи 333 ГК РФ предусматривают возможность уменьшения подлежащей уплате неустойки в случае ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ), положения пункта 9.3. контракта направлены на недопущение снижения неустойки при нарушении сторонами своих обязательств. То есть пеня не может быть менее 1/300 ставки рефинансирования и ее размер снижению не подлежит.
Подобное указание полностью соответствует ст. 34 Закона N 44-ФЗ и положениям Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, Заказчик, установив размер пени в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушения Закона N 44-ФЗ.
Заявитель полагает, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное требование в части предоставления исполнителем Заказчику информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что нарушает часть 23 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Извещением о проведении закупки, документацией об Аукционе установлена начальная (максимальная) цена контракта - 310205562.00 рублей.
Однако, настоящий аукцион осуществляется Акционерным обществом "Корпорация развития жилищного строительства" для обеспечения федеральных нужд по обеспечению жильем сотрудников судостроительного комплекса федерального значения "Звезда" и инжинирингового центра на основании поручения Президента РФ от 21.09.2015 г. N Пр-1919.
В целях исполнения поручения Президента РФ от 21.09.2015 г. N Пр-1919 принято Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 N 43 (ред. от 12.10.2016) "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Большой Камень" (далее - Постановление).
Согласно пункта 6 Постановления предусмотрено, что финансовое обеспечение мероприятий по созданию территории опережающего социально-экономического развития "Большой Камень" осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа" государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока на указанные цели, в размере, не превышающем 3152 млн. рублей.
Данные федеральные денежные средства через бюджет Приморского края доведены до Заказчика.
Следовательно, у Заказчика отсутствовала обязанность указывать в проекте контракта о предоставлении исполнителем Заказчику информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с исполнителем.
Заявитель указывает, на отсутствие в аукционной документации сведений о банковском сопровождении контракта.
Согласно ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
Из ч. 2 указанной статьи следует, что Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Контракт в рамках настоящего аукциона не требует банковского сопровождения.
Информация об отсутствии банковского сопровождения предусмотрена в извещении о проведении аукциона. В пункте "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" указано, что требуется только обеспечение контракта.
Включение информации о банковском сопровождении в контракт требуется только в том случае, если подобное сопровождение предусмотрено (ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Доводы заявителя о нарушении заказчиком Закона N 44-ФЗ в части банковского сопровождения контракта, не подтвердились.
При таких обстоятельствах, Комиссия Приморского УФАС России не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика - АО "Корпорация развития жилищного строительства" при проведении электронный аукциона на создание объекта капитального строительства "Группа жилых домов в г. Большой Камень. Площадка "Шестой микрорайон". I этап - жилые дома N 1,2,3,4,5,6," (извещение N 2020500000117000001) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 10 марта 2017 г. N 116/04-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2017