Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июля 2017 г. N 458-ж/17
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Новиковой Н.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу гражданина, в присутствии:
- представителя Управления Муниципального заказа Администрации г. Челябинска, действующего на основании доверенности N 5 от 26.01.2017;
- представителя Управления дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска, действующего на основании доверенности от 16.01.2017;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 04.07.2017 поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Реконструкция ул.Университетская Набережная от ул.Молодогвардейцев до моста по ул.Северо-Крымская" г.Челябинск (извещение N 0169300000117002308) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 26.06.2017 Управление Муниципального заказа Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 21 056 982, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.07.2017 09:00.
На момент рассмотрения жалобы гражданина контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в извещении о закупке не установлены единые и дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с частями 1, 1.1, 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе указано, что в документации не установлены единые требования к участнику закупки в части наличия свидетельства СРО на отдельные виды работ, указанные в Приказе Минрегионразвития N 624. Также заявитель указывает на то, что заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по благоустройству, озеленению, реконструкции тротуаров и наружному освещению, а также неоднозначно определен перечень работ в техническом задании документации о закупке.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
В извещении о закупке установлены единые и дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с частями 1, 1.1, 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В извещении и документации о закупке установлено требование к участнику закупки в части наличия свидетельства СРО на организацию строительства в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ. Заказчиком объективно и однозначно описан объект закупки в ведомостях объемов работ и проектной документации, что соответствует законодательству о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Единые требования к участнику закупки установлены в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом, с учетом объекта закупки заказчиком должны быть установлены требования по пунктам 3-5,7,7.1,9,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из извещения о закупке, сформированного посредством функционала единой информационной системы, во вкладке "единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)" заказчиком установлено, что конкретизированные единые требования к участникам закупок установлены в пунктах 10 и 13 Части I Информационной карты настоящей документации об аукционе.
При этом, в извещении раскрыто требование к участнику закупки о наличии у него копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 по видам работ: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта. Кроме того, в извещении раскрыты требования к участнику закупки по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в извещении о закупке установлены единые и дополнительные требования к участнику закупки, а также документы, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
1.2 Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ) (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
Таким образом, условием допуска к участию в аукционе в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства в соответствии с Перечнем.
В пункте 10 части 1 информационной карты, пункте 12.1 части 2 информационной карты документации об аукционе в требованиях к участнику закупки и к составу второй части заявки указано на обязанность участника закупки предоставить свидетельство о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.2.1 Перечня "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта", что соответствует пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе. При этом, установление в документации об аукционе требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении свидетельства о допуске к отдельным видам работ противоречит части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что 01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, таким образом, при осуществлении закупок после указанной даты свидетельство саморегулируемой организации не требуется.
2. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 3 статьи 17 указанного Закона наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, Законом установлено право заказчика на формирование лота (с учетом своей потребности и специфики предмета закупки), при соблюдении запретов, установленных Законом о защите конкуренции, в целях развития добросовестной конкуренции и равного доступа участников закупки к участию в закупках.
Так, предметом аукциона является выполнение работ по благоустройству, озеленению, реконструкции тротуаров и наружному освещению (ведомости объемов работ (Приложения N 1-8 к проекту контракта).
Исходя из содержания п. 1-5 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 08.11.2007 (далее - Закон об автомобильных дорогах) следует, что автомобильная дорога представляет собой сложный комплексный объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя помимо земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги (конструктивные элементы), также:
- защитные и искусственные дорожные сооружения (элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения; сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
- производственные объекты (сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог);
- элементы обустройства автомобильной дороги (сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса).
Таким образом, работы, составляющие объект закупки, необходимо выполнять в пределах одного участка автомобильной дороги, представляющего единый объект транспортной инфраструктуры, на который разработана проектная документация.
При этом, заявитель указывает, что в техническом задании определены работы только по благоустройству и озеленению территории, вместе с тем, указанный довод является несостоятельным, так как в техническом задании имеется ссылка на шифр проекта: 40.11У/12, который размещен в единой информационной системе, при этом в ведомостях объемов работ и локальных сметах, являющихся приложениями к проекту контракта, определены все виды работ, подлежащие выполнению.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности, представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду объединения в одну закупку различных видов работ, которые необходимо выполнять на одном участке автомобильной дороги, что не позволяет сделать вывод о нарушении заказчиком требований законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы гражданина на действия заказчика необоснованными в силу недоказанности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Новикова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июля 2017 г. N 458-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2017