Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июля 2017 г. N 459-ж/17
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "КХФ", в присутствии представителя МУЗ "Родильный дом N2" г. Магнитогорска, действующего на основании доверенности от 07.07.2017;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 04.07.2017 поступила жалоба ООО "КХФ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств для МУЗ "Родильный дом N2" г. Магнитогорска, согласно спецификации. (извещение N 0169300000317000991 (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 21.06.2017 Управление муниципального заказа администрации г. Магнитогорска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило МУЗ "Родильный дом N2" г. Магнитогорска.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составляет 283 428, 84 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "КХФ" контракт не заключен.
В жалобе указано, что заказчиком неправомерно установлено ограничение участия в закупке товаров, происходящих из иностранных государств, так как дезинфицирующие средства не относятся к изделиям медицинского назначения.
Кроме того, в документации о закупке необоснованно исключены характеристики дезинфицирующих средств в части ряда компонентов, а именно: альдегидовые соединения, спирт, ферменты (энзимы), кислоты, перекись водорода, фенол и его производные, аминовые, гуанидиновые соединения.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил следующее.
Заказчиком правомерно установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, так как код по ОКПД2 - 20.20.14.000 соответствует объекту закупки и включен в перечень, утвержденный указанным Постановлением.
При этом, ряд компонентов дезинфицирующих средств исключены из их описания по причине возможного наличия аллергических реакций при применении, вместе с тем на рынке существуют дезинфицирующие средства с катионными поверхностно - активными веществами без наличия веществ, указанных в документации о закупке.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие обоснованной потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, с учетом потребности заказчика.
Описание закупаемых дезинфицирующих средств отражено в Приложении N 1 к документации о закупке "Спецификация", в котором указаны как максимальные и минимальные значения показателей, так и значения показателей, которые не могут изменяться.
По позициям 4, 6 спецификации установлены требования к тому, что дезинфицирующие средства должны содержать катионные поверхностно - активные вещества (КПАВ), при этом в состав средств не должны входить ряд компонентов: альдегидовые соединения, спирт, ферменты (энзимы), кислоты, перекись водорода, фенол и его производные, аминовые, гуанидиновые соединения.
Таким образом, в документации содержатся показатели дезинфицирующих средств, отражающие потребность заказчика в соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о необоснованности установления заказчиком требований к указанным характеристикам закупаемых средств.
При этом, научные статьи не имеют юридической силы в целях размещения закупок для государственных и муниципальных нужд, тогда как при описании объекта закупки заказчик обязан руководствоваться требованиями законодательства о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Исходя из содержания части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в документации об аукционе.
Согласно извещению о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка дезинфицирующих средств с указанием кода по ОКПД2 20.20.14.000 "средства дезинфекционные").
В извещении о закупке и пункте 15.1 документации о закупке установлено ограничение допуска товаров в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 г. N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление, Перечень).
Постановлением утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В указанный Перечень включен код по ОКПД2 - 20.20.14.000, которому соответствуют следующее наименование вида медицинского изделия: "медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты".
В соответствии с информацией, указанной в примечании к Постановлению, при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Фактически предусмотренные Постановлением ограничения в соответствии с указанным кодом применяются только в отношении медицинских изделий, тогда как дезинфицирующие средства по наименованию не соответствуют указанному коду, то есть не входят в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно части 2 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий, вместе с тем дезинфицирующие средства не относятся ни к одной из групп/подгрупп изделий медицинского назначения, указанных в данном перечне.
При этом, каких-либо доказательств того, что дезинфицирующие средства относятся к медицинским изделиям заказчиком не представлено, напротив, заказчик подтвердил, что на дезинфицирующие средства выдается регистрационное удостоверение Роспотребнадзора, тогда как регистрационное удостоверение Росздравнадзора, подтверждающее регистрацию изделия медицинского назначения, на дезинфицирующее средство не выдается.
С учетом изложенного, при осуществлении закупки ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением, не подлежит установлению, что свидетельствует о нарушении заказчиком части 3 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, принимая во внимание, что к участию в аукционе допущен только один участник закупки в связи с чем Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 не применяется (пункт 2), а также ввиду того, что заявителем не представлены сведения, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов ввиду установления ограничений в соответствии с Постановлением, антимонопольным органом принято решение предписание об устранении законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "КХФ" на действия заказчика обоснованными в части неправомерного установления ограничения участия в закупке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
2. По результатам рассмотрения жалоб признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии К.А. Долгополова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июля 2017 г. N 459-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2017