Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июля 2017 г. N 467-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия заказчиков, уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку препарата "Омепразол" для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2017 года (изв. N 0869200000217000913) в присутствии:
- представителей ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - организатор торгов), действующих на основании доверенностей от 01.03.2017 N 05, от 01.05.2017, от 12.07.2017 N 22,
- представителя ГБУЗ "ЧОДКБ" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 24.04.2017 N 10,
в отсутствие ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (далее - заявитель, Общество),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 10.07.2017 поступила жалоба ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия заказчиков, уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку препарата "Омепразол" для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2017 года (изв. N0869200000217000913) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" объявило о проведении аукциона в форме совместных торгов на поставку препарата "Омепразол" для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2017 года путем опубликования 30.06.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения N0869200000217000913 об осуществлении закупки.
Заказчиками выступили Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N1 г. Еманжелинск", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N1 г. Златоуст", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N1 г. Копейск", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной онкологический диспансер N 2", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Кунашак", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 г. Коркино", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2 г. Миасс", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 3 г. Миасс", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 4 г. Миасс", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница г. Верхний Уфалей", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница г. Пласт", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница г. Троицк", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Чесма", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 2", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N 6, Муниципальное медицинское лечебно-профилактическое учреждение Кыштымская центральная городская больница им. А.П. Силаева, Муниципальное учреждение здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница", Муниципальное учреждение здравоохранения "Карталинская городская больница".
Общая начальная (максимальная) цена контрактов определена в размере 1 078 086 рублей 80 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 10.07.2017 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракты не заключены.
В жалобе заявителя указано, что в документации об аукционе неправомерно установлены требования в части возможности применения растворителя и времени выдержки раствора, так как указание международного непатентованного наименования, дозировки и формы выпуска является достаточными свойствами лекарственных средств, свидетельствующими об их взаимозаменяемости.
Указанные действия заказчика могут привести к ограничению количества участников закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представители организатора торгов, заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Под характеристики, установленные в документации об аукционе, подходят лекарственные препараты пяти производителей, что свидетельствует об отсутствии в действиях заказчиков признаков ограничения конкуренции.
Кроме того, потребность заказчиков в необходимости наличия растворителя при использовании лекарственного средства и во времени выдержки раствора обусловлена терапевтическим применением указанного препарата и порядком его применения с учетом протоколов лечения и диагностики язвенных заболеваний.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов РФ, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, отражающие потребность заказчика.
В приложении N 1 к информационной карте документации об аукционе содержится таблица с наименованием и описанием объекта закупки, в которой установлены международное непатентованное наименование (далее - МНН) лекарственного средства - омепразол, а также требования к форме выпуска - лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения, флакон N 1 и дозировке указанного препарата - 40 мг.
Кроме того, в приложении N 1 указано, что лекарственное средство должно обеспечить возможность использования в качестве растворителя 0,9% раствор натрия хлорида (приготовленный раствор может быть использован в течение 12 часов).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 37 Закона об основах охраны здоровья граждан стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели кратности применения зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения.
Приказом Минздрава России от 09.11.2012 N 773н утвержден стандарт специализированной медицинской помощи при язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки (далее - стандарт специализированной медицинской помощи).
В пункте 1 примечаний данных стандартов специализированной медицинской помощи указано, что лекарственные препараты для медицинского применения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, назначаются в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата для медицинского применения и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, а также с учетом способа введения и применения лекарственного препарата. При назначении лекарственных препаратов для медицинского применения детям доза определяется с учетом массы тела, возраста в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата для медицинского применения.
Как следует из клинического протокола диагностики и лечения язвенных гастродуоденальных кровотечений в Самарской области и национальных клинических рекомендаций Российского общества хирургов, представленных организатором торгов, заказчиком, требования к растворителю и времени выдержки раствора обусловлены необходимостью использования указанного препарата для лечения язвенных гастродуоденальных кровотечений, которые требуют применение непрерывной инфузии в течение 72 часов, при этом скорость введения препарата составляет 8 мг/час.
С учетом изложенного, способ введения и применения лекарственного препарата имеет существенное значение для лечения язвенных заболеваний, обусловленный стандартом оказания специализированной медицинской помощи, который обязаны применять лечебные организации для оказания медицинской помощи.
Таким образом, с учетом специфики применения указанного препарата для лечения тяжелых случаев язвенной болезни, а также скорости и дозировки введения указанного препарата для использования 40 мг раствора для внутривенного введения, длительность выдержки раствора должна быть не менее 12 часов.
В связи с чем характеристики, указанные в приложении N 1 к информационной карте документации об аукционе в части требований к возможности использования растворителя и времени выдержки раствора, отражают потребность заказчика, обусловленную порядком оказания медицинской помощи для лечения язвенных гастродуоденальных кровотечений в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 данного Закона запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Исходя из совокупного толкования указанных положений антимонопольного законодательства следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.
Согласно инструкциям по применению лекарственных средств с МНН омепразол: Улкозол (Аргентина) (ЛСР-001960/07-070807), Лосек (Швеция) (ЛСР-001960/07-070807), Ультоп (Словения) (ЛСР-002262/07-041215), Хелицид (Чехия) (ЛС-000286-241114), Омез (Индия, Португалия) (ЛСР-004124/09-200315) представленных заказчиком, следует, что указанные препараты соответствуют всем требованиям документации о закупки, в том числе по типу растворителя и времени выдержки раствора, что свидетельствует о наличии конкурентной среды при проведении закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду установления в документации об аукционе характеристик лекарственного средства в части возможности применения растворителя и времени выдержки раствора.
Относительно представленных заявителем в составе жалобы Писем ФАС России N АД/6345/16 от 03.02.2016, N АК/58960/15 от 26.10.2015, N АК/28644/15 от 09.06.2015 Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым указать, что данные документы содержат разъяснения по вопросу взаимозаменяемости лекарственных препаратов, имеющих международное непатентованное наименование "Глатирамера ацетат", "Меропенем". Следовательно, не представляется возможным определить насколько содержащаяся в Письмах ФАС России информация соответствует настоящему объекту закупки (поставка омепразола).
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ", являются необоснованными, в связи с недоказанностью.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия заказчиков, уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку препарата "Омепразол" для медицинских организаций Челябинской области на II полугодие 2017 года (изв. N 0869200000217000913) необоснованными ввиду недоказанности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июля 2017 г. N 467-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017