Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 июля 2017 г. N ЭА-1603/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее Заявитель) на действия заказчика - МБУЗ "Отрадненская ЦРБ" при проведении уполномоченным органом - администрацией МО Отрадненский район открытого электронного аукциона N0318300026017000118 "Строительство здания амбулатории врача общей практики в с. Благодарное по ул. им. А.И. Охрименко, 3 "б" Отрадненского района" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ТОЗОТ" считает, что документация электронного аукциона не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): в позиции 4 заказчик установил требования, которые не носят объективный характер (ГОСТ 18288-87); в позиции 35 характеристики размещены в плохо копируемом PDF; в позиции 47 установлены требования к сырью, из которого изготовлен товар; в позиции 48 не привязаны цифры к соответствующим показателям; в позиции 80 участник должен указать конкретные значения предельного отклонения.
Заказчикс доводами жалобы не согласились. Документация разработана с учетом Закона о контрактной системе.В позиции 4 Приложения 1 установлены требования к блокам дверным, а не к брускам. Касаемо позиции 6 (бруски) заказчик установил требование к толщине, указав минимальное значение 40 мм и максимальное значение не более 75 мм, ширина указана с максимальным значением 150 мм, что не противоречит ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87. Приложение 1 копируется и форматируется. Заказчик не устанавливал требования к свойству катанки, а установлено требование, которое указывает на качество и недопустимые дефекты товара. Товар по позиции 48 не имеет ГОСТа. Значения установлены в соответствии с данными производителя. В позиции 80 установлено требование к насосу, в которых отсутствуют предельные отклонения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Отрадненский районна официальном сайте ЕИС размещено извещение и документация электронного аукционаN 0318300026017000118 "Строительство здания амбулатории врача общей практики в с. Благодарное по ул. им. А.И. Охрименко, 3 "б" Отрадненского района" с начальной (максимальной) ценой контракта 7 525 248, 90 рублей.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещаемая в единой информационной системе должна быть полной и достоверной.
В составе документации заказчиком размещены сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ, а также Инструкция по заполнению заявки. Сведения о товарах (материалах) размещены в виде таблицы, состоящей из граф (в частности - графа 6 минимальное значение; графа 7 максимальное значение; графа 8 диапазонное значение; графа 9 значения показателя, которые не могут изменяться; графа 10 графические знаки; графа 11 значения показателя, которые могут изменяться).
Заявитель указывает, что в позиции 4 заказчик установил требования: толщина 40 мм не более 75 мм; ширина 150. Вместе с тем, в позиции 4 содержатся требования к блокам дверным, в которых данные сведения отсутствуют. В позиции 6 заказчик описывает бруски: минимальное значение 40 мм, максимальное значение не более 75 мм. Ширина максимальное значение 150 мм. Согласно ГОСТу 18288-87 брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины. Таким образом, указав в заявке конкретное значение толщины 40 или 44 или 50 или 60 или 75 мм, участник указывает конкретное значение толщины с учетом требуемых в документации ГОСТов.
П. 2 ГОСТ 24454-80 установлено, что номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Номинальные размеры толщины и ширины мм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
- |
Таким образом, установленные Заказчиком требования не противоречат требованиям ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87.
В позиции 47 проволока установлено следующее: на поверхности катанки не должно быть раскатанных трещин, прокатных плен, закатов, усов и раскатанных загрязнений. Не допускаются отпечатки, рябизна, раскатанные пузыри и риски, отдельные мелкие плены выводящие размеры катанки за предельные отклонения по диаметру. Должна соответствовать ГОСТ 30136-95.В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений,как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
ГОСТ 30136-95 распространяется на катанку из углеродистой стали обыкновенного качества, предназначенную для перетяжки на проволоку и других целей. Таким образом, заказчиком в данной позиции установлены требования к сырью, что не предусмотрено п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В позиции 48 профиль направляющий заказчик установил требование: сечение профиля требуется не менее 28х27. Заявитель указывает, что цифры не привязаны к соответствующим показателям (длина, ширина либо иное).Требований о соответствии товара конкретному ГОСТу в документации отсутствует. Согласно пояснениям заказчика при описании товара использовались технические характеристики производителей. Документы, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявитель не предоставил.
Заявитель указывает, что в позиции 80 от участника требуется указать конкретное значение предельного отклонения. При изучении Комиссией требований, установленных в указанной позиции, требования в отношении предельного отклонения отсутствуют. В связи с чем, довод не подтвержден.
Заявитель также указывает, что при копировании текста из технического задания, изменяется суть документации.
Ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети " Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 К Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Аукционная документация, в частности "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, используемых при выполнении работы", необходимые для заполнения в составе первой части заявки размещены в формате pdf, который позволяет осуществить поиск, копирование и редактирование фрагментов текста, что не противоречит положением законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" обоснованной в части необъективного описании объекта закупки (позиция 47).
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика - МБУЗ "Отрадненская ЦРБ" нарушение п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 июля 2017 г. N ЭА-1603/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017