Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 июля 2017 г. N ЭА-1616/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в присутствии представителя ООО "Юла", представителя МБУЗ "Красноармейская ЦРБ", рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт 4-го этажа и санитарных узлов для пациентов в здании терапевтического корпуса по ул. Просвещения, 59/3 в ст. Полтавской Красноармейского района Краснодарского края" (извещение N 0318300541317000096) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Юла" указывает, что в описании объекта закупки установлены необъективные требования к показателям товаров, используемым при выполнении работ, а также показатели товаров, которые возможно определить только по результатам испытаний, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. инструкция по заполнению заявки содержит излишние требования к участникам закупки.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласен. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт 4-го этажа и санитарных узлов для пациентов в здании терапевтического корпуса по ул. Просвещения, 59/3 в ст. Полтавской Красноармейского района Краснодарского края" (извещение N 0318300541317000096).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 556 988,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В "Требованиях к товарам (материалам), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлено:
1 |
Бетонная смесь (бетон) (заданного качества и состава)
|
|
Заявитель указывает, что данный показатель возможно установить только по результатам испытаний.
При этом, согласно п. 3.4 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь заданного качества - это бетонная смесь, требуемые свойства и дополнительные характеристики которой задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этих требуемых свойств и дополнительных характеристик.
П. 4.3 данного ГОСТа также установлено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:
БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси мелкозернистого бетона:
БСМ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси легкого бетона класса по прочности на сжатие В12,5, марки по удобоукладываемости П2, марок бетона по морозостойкости F200, водонепроницаемости W2, средней плотности D900:
БСЛ В12,5 П2 F200 W2 D900 ГОСТ 7473-2010
Примечание - При заказе товарной бетонной смеси заданного качества потребитель должен указывать требования к прочности бетона по проектному классу (B, Bt, Btb, Btt ) и, при необходимости, по минимальной средней прочности бетона в каждой поставляемой партии (Rm), а требования по удобоукладываемости - по маркам и, при необходимости, по конкретным значениям.
Таким образом, установленный Заказчиком показатель требовался заданного качества, из чего следует, что подрядчик при осуществлении строительных работ оформлял бы заказ по заданным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам.
Аналогичные требования установлены также по позициям 16 17 "Раствор строительный".
По данной позиции также установлено: Марка по осадке конуса П1-П4, которой соответствует осадка конуса в диапазоне не шире от 1 до 20 см.
Таблицей 2 ГОСТ 7473-2010 установлено:
Таблица 2 - Марки по осадке конуса
|
|
Марка |
Осадка конуса, см |
П1 |
1-4 |
П2 |
5-9 |
П3 |
10-15 |
П4 |
16-20 |
П5 |
Более 20 |
Таким образом, участник закупки указывает значение осадки конуса в зависимости от выбранной марки.
Ссылка Заявителя на то, что Заказчик позволяет указать значение осадки конуса, несоответствующего требованиям ГОСТ (например марка П1, осадка конуса 5-9) является несостоятельной, поскольку ГОСТ исключает указание подобных значений. Кроме того, из смысла жалобы следует, что у Заявителя отсутствует недопонимание в части установленных Заказчиком показателей.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено, что Заказчиком по данной позиции также указано: допустимое отклонение от заданных значений не более 2 см \ Марка по жесткости Ж1-Ж4, которой соответствует жесткость в диапазоне не шире от 5 до 50 с., допустимое отклонение от заданных значений не более
3 с. Допустимые отклонения в соответствии с ГОСТ 7473-2010 определяются по результатам испытаний, в связи с чем, включение данных показателей носит необъективный характер.
При этом, Комиссией также установлено, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, участник закупки вправе не указывать значения показателей, которые определяются по результатам испытаний.
5 |
Гипсовое вяжущее |
Должно быть предназначено для изготовления строительных изделий и использования при производстве строительных работ. Гипсовое вяжущее медленнотвердеющее; нормальнотвердеющее. Индекс сроков твердения Б; В. Индекс степени помола - II; III. В зависимости от предела прочности на сжатие вяжущее марки должно быть Г-3. Требуется соответствие гипсового вяжущего государственным стандартам, регламентирующим данный вид продукции. |
Заявитель указывает, что индексы соответствуют виду вяжущего, в связи с чем, Заказчик установил дублирующие требования.
Таблицами 2, 3 ГОСТ 125-79 установлено:
Таблица 2
|
|
|
|
Вид вяжущего |
Индекс сроков твердения |
Срок схватывания, мин |
|
|
|
начало, не ранее |
конец, не позднее |
Быстротвердеющий |
А |
2 |
15 |
Нормальнотвердеющий |
Б |
6 |
30 |
Медленнотвердеющий |
В |
20 |
Не нормируют |
Таблица 3
|
|
|
Вид вяжущего |
Индекс степени помола |
Максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм, %, не более |
Грубого помола |
I |
23 |
Среднего помола |
II |
14 |
Тонкого помола |
III |
2 |
Таким образом, установленные Заказчиком показатели полностью соответствуют требованиям ГОСТ, и не противоречат ст. 33 Закона о контрактной системе. Заявителем не представлены доказательства невозможности указания требуемых Заказчиком показателей в составе первой части заявки. Представителем Заказчика представлена информация различных производителей гипсовых вяжущих (копии в материалах дела). Данная информация содержит показатели, установленные в аукционной документации.
11 |
Краска |
Требуется краска водно-дисперсионная. Краска должна быть предназначена для наружных работ. Защитные свойства краски сохраняются в нормальном климате более 2 лет. |
П. 8.2 проекта контракта установлено: На выполненные работы Подрядчик предоставляет гарантию качества в соответствии с нормативными документами на данные виды работ.
Гарантийный срок составляет 36 месяцев со дня подписания Сторонами документа о приемке выполненных работ.
Заявитель указывает, что требование, установленное к краске, является избыточным.
Вместе с тем, условие, указанное в п. 8.2 проекта контракта относится непосредственно к гарантийному сроку на выполненные работы, тогда как свойства краски относится к функциональной, технической, эксплуатационной характеристики, что не противоречит ст. 33 Закона о контрактной системе.
15 |
Отвод |
Номинальный угол от 87,5° до 90°. Номинальный диаметр dn должен быть 50 мм. Средний наружный диаметр трубного конца dem, мм:
Минимальная толщина стенки emin корпуса или трубного конца должна соответствовать следующим требованиям, мм:
Средний внутренний диаметр раструба (минимальный*), должен быть 50,3 мм. Требуется соответствие отвода государственным стандартам, регламентирующим данный вид продукции. |
Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требование к номинальному углу от 87,5о до 90о, при этом на чертеже указан угловой отвод 90о. Кроме того, на чертеже указаны размеры z1, z2, однако требования к данным размерам не установлены.
П. 4.4. ГОСТ 32414-2013 установлено, что номинальный угол для отводов выбирают из следующих значений: 15°, 22,5°, 30°, 45°, 67,5° и от 87,5° до 90°. Чертеж, указанный в аукционной документации? полностью заимствован из рисунка 4 ГОСТ 32414-2013.
В соответствии с п. 4.4 ГОСТ 32414-2013 Монтажная длина z фасонных частей должна быть указана изготовителем. Монтажная длина z фасонных частей не используется для контроля качества.
Таким образом, установленные Заказчиком требования полностью соответствуют ГОСТ.
Аналогичные требования к размерам z указаны по позициям 18, 19.
Позиции 16, 17 "Раствор тяжелый": в зависимости от средней плотности раствор должен относиться к тяжелым или легким.
Заявитель указывает, что Заказчик не установил требование к плотности раствора, что является необъективным описанием объекта закупки.
П.п. 3.1.3, 4.12 ГОСТ 28013-98 установлено, что по средней плотности растворы подразделяют на: тяжелые; легкие.
Средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3:
|
|
|
|
|
- тяжелые растворы |
1500 и более |
|
|
- легкие растворы |
менее 1500. |
|
Таким образом, установленное Заказчиком требование не противоречит ГОСТ. Указание на то, что раствор должен быть тяжелым или легким является достаточным для определения средней плотности.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению заявки установлено: "Если требуемое значение показателя может быть предоставлено путем произведения участником закупки расчета, участник закупки проводит соответствующие математические действия и представляет полученное значение (допускается округление до двух знаков после запятой включительно)".
"В целях обеспечения возможности участия в аукционе участников закупки, не имеющих в наличии требуемые товары (материалы), при представлении сведений о товарах (материалах), если какие-то значения показателей могут стать известными участнику закупки только после проведения испытаний или лабораторных исследований предлагаемого товара (материала), то участники закупки могут в первой части заявки вместо конкретных значений показателей, указать их диапазонные, минимальные или максимальные значения, установленные аукционной документацией и ГОСТами для предлагаемых товаров (материалов), их марок, видов, групп и т.д. или не указывать эти показатели".
Заявитель указывает, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки производить расчеты, в связи с чем, данное требование является необоснованным.
При этом Заявителем не указано, какие конкретно позиции описания объекта закупки обязывают участников закупки производить расчеты. Также Заявителем не представлены документы, подтверждающие невозможность сформировать заявку с учетом данного положения инструкции.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки по позиции 1.
2. Признать в действиях Заказчика - МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" нарушение 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300541317000096).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 июля 2017 г. N ЭА-1616/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017