Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Сириус Кубань" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Поставка текстильной продукции (халаты)" (извещение N 0318300126717000540) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Сириус Кубань" указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены избыточные и противоречивые требования к товарам.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Поставка текстильной продукции (халаты)" (извещение N 0318300126717000540).
Начальная (максимальная) цена контракта - 250 025,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Разделе 2 "Описание объекта закупки" установлены следующие требования в отношении закупаемого товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
|
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
||
1 |
2 |
7 |
8 |
1 |
Халат женский фланелевый |
цвет |
светлых тонов, мелкий геометрический рисунок (оттенок по согласованию с Заказчиком) |
|
|
нитки |
швейные армированные |
|
|
вид халата |
женский, полуприлегающий, с застежкой на запах с шириной захода полочек не менее 20 см по линии талии, низ расклешенный |
|
|
спинка халата |
с рельефными швами от плечевых срезов |
|
|
полочка халата |
с рельефными швами от плечевых срезов, края бортов полочки обработаны бейкой из отделочной ткани |
|
|
пояс |
в края бортов полочек вшиты два полупояса и оставлено отверстие в рельефном шве правой полочки |
|
|
рукава |
втачные длинные одношевные на манжете, застегиваются на не менее 2 пуговицы |
|
|
обработка низа изделия |
обработан швом в подгибку закрытым срезом шириной не менее 4 см и не более 5 см |
Аналогичные требования установлены Заказчиком по позиции 2 "Халат женский хлопчатобумажный".
В Разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации предусмотрено: если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее", участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Кроме того, предметом электронного аукциона является не изготовление конкретного товара, а поставка товара.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются после приобретения конкретной партии товаров, с обязанностью участников предоставлять в заявках конкретные числовые значения, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Разделе 2 "Описание объекта закупки" установлены, в том числе, следующие требования:
N п/п |
Наименование показателя |
Описание, значение |
2 |
Дополнительные требования |
Дополнительно согласовать вид изделия с Заказчиком |
Установленное Заказчиком требование по виду товара "по согласованию с Заказчиком" противоречат требованиям, указанным в описании товара.
Требование в описании объекта закупки по цвету поставляемого товара "оттенок по согласованию с Заказчиком" не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным Заказчиком требованиям, так как конкретный цвет поставляемого товара не определен.
Кроме того, при формировании заявки на участие в электронном аукционе данные требования могут вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному определению значений показателей, так как участник закупки не может указать конкретный показатель товара по цвету и виду изделия, а также проверить, имеется ли у него в наличии соответствующий товар с требующимися Заказчику характеристиками и сможет ли в дальнейшем участник обеспечить выполнение контракта.
Фактически, указав в аукционной документации требование к товару по цвету и виду изделия "по согласованию с Заказчиком", Заказчик не установил конкретные показатели и характеристики данного требования, которые позволяли бы определить соответствие закупаемых товара установленным Заказчиком требованиям.
Несмотря на то, что цвет и вид изделия не связаны с функцией товара, данные характеристики могут влиять на поставку товара, в котором заинтересован Заказчик, так как отсутствие у участника закупки в наличии товара цвета и вида, требуемого (согласованного) Заказчиком, может привести к негативным последствиям для Заказчика и участника на стадии исполнения контракта, к возникновению спорных ситуаций после проведенного электронного аукциона.
Таким образом, данной требование установлено Заказчиком в нарушение положений п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в Разделе 2 "Описание объекта закупки" установлен "Размерный ряд"
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
|
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
||
1 |
2 |
7 |
8 |
1 |
Халат женский фланелевый |
размерный ряд |
42- 2шт;44 -20 шт;46 - 25 шт; 48 - 38 шт;50 - 40 шт;52 -35 шт;54 - 25 шт; 56 - 20 шт;58 - 20 шт;60 - 15 шт; 62 - 10 шт. |
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ 25296-2003 "Изделия швейные бельевые. Общие технические условия (с Изменением N 1)" размер одежды должен соответствовать основным размерным признакам типовых фигур, указанным в таблицах 1-5.
Таблица 1 - Величины основных размерных признаков типовых фигур женщин
|
|
|
Наименование размерного признака |
Величины размерных признаков типовой фигуры, см |
Интервал между размерами, см |
Рост |
146; 152; 158; 164; 170; 176 |
6 |
Обхват груди |
84; 88; 92; 96; 100; 104; 108; 112; 116; 120; 124; 128; 132; 136 |
4 |
Обхват бедер по полнотным группам: |
|
4 |
1 |
88; 92; 96; 100; 104; 108; 112; 116; 120; 124 |
|
2 |
92; 96; 100; 104; 108; 112; 116; 120; 124; 128; 132; 136; 140; 144 |
|
3 |
96; 100; 104; 108; 112; 116; 120; 124; 128; 132 |
|
4 |
100; 104; 108; 112; 116; 120; 124; 128; 132; 136 |
|
Таблица 3 - Величины основных размерных признаков типовых фигур мужчин
|
|
|
Наименование размерного признака |
Величины размерных признаков типовой фигуры, см |
Интервал между размерами, см |
Рост |
158; 164; 170; 176; 182; 188 |
6 |
Обхват груди |
84; 88; 92; 96; 100; 104; 108; 112; 116; 120; 124; 128 |
4 |
Обхват талии по полнотным группам: |
|
4 |
1 |
70; 74; 78; 82; 86; 90 |
|
2 |
72; 76; 80; 84; 88; 92; 96; 100; 104; 108; 112 |
|
3 |
78; 82; 86; 90; 94; 98; 102; 106; 110; 114; 118; 122 |
|
4 |
96; 100; 104; 108; 112; 116; 120; 124 |
|
5 |
106; 110; 114; 118; 122; 126; 130 |
|
Согласно п. 5.5.1 ГОСТ 25296-2003 маркировка, упаковка изделий - в соответствии с ГОСТ 10581.
Размер изделия обозначают величинами основных размерных признаков типовой фигуры в следующей последовательности:
- для женщин - рост, обхват груди, обхват бедер;
- для мужчин - рост, обхват груди, обхват талии.
В обозначении размера изделия величины размерных признаков отделяют дефисом.
Пример условного обозначения размера: мужской одежды: 164-100-88; женской одежды: 158-96-104;
Таким образом, установленный Заказчиком "Размерный ряд" не соответствует требованиям государственного стандарта, что является нарушением п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сириус Кубань" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Краснодарского края нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Краснодарского края (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 632
по делу N ЭА-1622/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
17 июля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 17.07.2017 года по делу N ЭА-1622/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Сириус Кубань" на действия ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Краснодарского края при проведении электронного аукциона: "Поставка текстильной продукции (халаты)" (извещение N 0318300126717000540) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" министерства здравоохранения Краснодарского края (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-1622/2017 от 17.07.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 09.08.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017