Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 июля 2017 г. N 1438
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Игошина В.В. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Пылаевой Е.В. - |
|
представителя ГКУ НО "ЦРЗ НО" (доверенность от 11.01.2017 N 1), |
- Шмелева А.Ю. - |
|
представителя ГКУ "Нижегородстройзаказчик" (доверенность от 04.04.2017 б/н), |
рассмотрев жалобу гражданина Российской Федерации физического лица Кулакова Александра Викторовича (далее также - Кулаков А.В., заявитель) о нарушении Государственным казенным учреждением Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области", Государственным казенным учреждением "Нижегородстройзаказчик" (далее также - уполномоченное учреждение, заказчик, соответственно) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба Кулакова А.В. о нарушении уполномоченным органом и заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение комплекса работ по объекту: "Реконструкция ГБОУ "Нижегородский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени генерала армии Маргелова В.Ф.", номер извещения 0832200006617000388 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Кулаков А.В. на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовал. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители уполномоченного органа, заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу Кулакова А.В. необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 30.06.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.etp-ets.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по объекту: "Реконструкция ГБОУ "Нижегородский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени генерала армии Маргелова В.Ф.", номер извещения 0832200006617000388 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает ГКУ "Нижегородстройзаказчик".
Уполномоченным органом выступает ГКУ НО "ЦРЗ НО".
Оператором электронной площадки является ЭТП НЭП.
Начальная (максимальная) цена контракта - 508 940 420,00 рублей.
2) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочих, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, среди прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
По смыслу пунктов 1), 2) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
-описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки определено в разделе II документации, а также в пункте 17 извещения, в котором, среди прочего, установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, среди которых:
- перемычка брусковая 2ПБ-19-3-п (серия 1.038.1-1 вып. 1) с требованием к массе перемычки не более 81 кг;
- перемычка брусковая 5ПБ21-27-п (серия 1.038.1-1 вып. 1) с требованием к массе перемычки не более 285 кг, с требованием к расчетной нагрузке 27,5 кН/м;
- перемычка брусковая 2ПБ-16-2-п (серия 1.038.1-1 вып. 1) с требованием к массе перемычки не более 65 кг, с требованием к расчётной нагрузке 2,45 кН/м;
- перемычка брусковая 2ПБ-25-3-п (серия 1.038.1-1 вып. 1) с требованием к массе перемычки не более 103 кг, с требованием к расчётной нагрузке 3,43 кН/м;
- перемычка брусковая 3ПБ16-37-п (серия 1.038.1-1 вып. 1) с требованием к массе перемычки не более 102 кг, с требованием к расчётной нагрузке 37,3 кН/м;
- перемычка брусковая 3ПБ18-37-п (серия 1.038.1-1 вып. 1) с требованием к массе перемычки не более 119 кг, с требованием к расчётной нагрузке 37,3 кН/м;
- перемычка брусковая 5ПБ25-27-п (серия 1.038.1-1 вып. 1) с требованием к массе, перемычки не более 338 кг, с требованием к расчётной нагрузке 27,5 кН/м;
- перемычка брусковая 5ПБ-27-37-п (серия 1.038.1-1 вып. 1) с требованием к массе перемычки не более 375 кг, с требованием к расчетной нагрузке 37,3 кН/м и др.,
с указанием на ГОСТ 948-2016;
- прогоны марки ПРГ 32. 1.4-4АIII (серия 1.225-2 вып. 12); Прогоны марки ПРГ 60. 2.5-4АIII (серия 1.225-2 вып. 12) - с указанием на ГОСТ 26992-2016;
Доводы заявителя относительно неправомерного использования нестандартных показателей по вышеуказанным позициям не соответствующих ГОСТам, признается несостоятельным, поскольку в документации содержится обоснование применения показателей, отличных от ГОСТа.
Так, заказчиком описаны значимые для него товары с учетом того, что именно на эти товары отсутствуют действующие Технические регламенты, ГОСТ и пр. с подробным описанием характеристик данных товаров. Характеристики товара получены от проектной организации и согласованы как минимально достаточные для формирования эффективных требований к товару так, чтобы, с одной стороны, обеспечить использование качественных строительных материалов, а с другой стороны, не допустить избыточного ограничения возможности альтернативных предложений участников закупки, избыточного количества показателей и необоснованного сужения спектра их потенциальных значений. Все наименования показателей и требования к их значениям, форма выражения требований Заказчика выбраны с учетом опыта проектирования и строительства объектов, необходимости применения наилучших технических решений в качестве стандартных, чтобы в дальнейшем, в том числе, осуществлять частичную замену товара, ремонт данного объекта качественными и однородными с использованными материалами (что следует из документации "Изменения в извещение и документацию об электронном аукционе (раздел II)").
Кроме того, предусмотренные законодательством соответствующие процедуры по проектировке, согласованию, утверждению, экспертизе и разрешению на выполнение работ по предмету закупки, а также локальный сметный расчет N 01-01-02 осуществлялись в 2014 году, следовательно на тот период времени ГОСТы, указанные в документации еще не действовали и заказчик руководствовался соответствующими сериями, например серия " Серия 1.038.1-1 Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами выпуск 1 перемычки брусковые для жилых и общественных зданий ЦИТП Госстроя СССР, 1990", что не противоречит действующему законодательству о контрарной системе.
Изложенное свидетельствует, что описание объекта закупки изложенным в документации образом не противоречит Закону о контрактной системе и не приводит к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Следовательно, жалоба Кулакова А.В. признается необоснованной в рассматриваемой части.
3) Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что довод в жалобе заявителя относительно неправомерных требований к составу первых и вторых частей признается несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
Установление требований к характеристикам товара, определяемым по результатам испытаний, а равносильно их истребование в составе первой части заявки само по себе не является нарушением положений части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку они установлены в документации о закупке в соответствии с положениями части 1 статьи 64 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, доказательств того, что установленные изложенным в документации образом требования к показателям относятся к характеристикам товара, определяемым лишь по результатам испытаний, - заявителем не представлено.
На основании изложенного жалоба заявителя признаётся необоснованной в рассматриваемой части.
4) В связи с тем, что указанная жалоба рассмотрена и признается необоснованной, в целях продолжения определения подрядчика возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписания о прекращении приостановления определения подрядчика в части заключения контракта, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу гражданина Российской Федерации физического лица Кулакова Александра Викторовича о нарушении Государственным казенным учреждением Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области", Государственным казенным учреждением "Нижегородстройзаказчик" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение комплекса работ по объекту: "Реконструкция ГБОУ "Нижегородский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени генерала армии Маргелова В.Ф.", номер извещения 0832200006617000388, необоснованной.
2. Выдать оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписание о прекращении приостановления осуществления закупки в части заключения контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
В.В. Игошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 июля 2017 г. N 1438
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2017