Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 17 июля 2017 г. N 05-02/196-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии - руководитель управления - Гагарина И.В.
Заместитель председателя Комиссии - заместитель начальника отдела - Созонова Т.В.
члены комиссии:
Никифорова Е.С. - государственный инспектор;
Неклюдова Е.А. - специалист 1 разряда;
в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения "Курганская поликлиника N 1" (далее - ГБУ "Курганская поликлиника N 1", Заказчик) (ИНН 4501042880, г. Курган, ул. Невежина, 5) Парыгиной С.А. (доверенность N 8 от 17.07.2017 г.), Шамониной И.А. (доверенность N 8 от 17.07.2017 г.), Дворянцевой А.М. (доверенность N 8 от 17.07.2017 г.), Словинского И.С. (доверенность N 8 от 17.07.2017 г.), Жуковой С.В. (выписка из ЕГРЮЛ на 17.07.2017 г.);
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Эквипмент Логистик Групп" (далее - Заявитель, ООО "Эквипмент Логистик Групп") Чепес Е.В. (доверенность N б/н от 17.07.2017 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Эквипмент Логистик Групп" на действия Заказчика - ГБУ "Курганская поликлиника N 1" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте: "Вторая очередь поликлиники на 850 посещений в смену по адресу: г. Курган, 1-й мкр-н, д.39" (извещение N 0343300009417000050), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
12.07.2017 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "Эквипмент Логистик Групп" на действия Заказчика - ГБУ "Курганская поликлиника N 1" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте: "Вторая очередь поликлиники на 850 посещений в смену по адресу: г. Курган, 1-й мкр-н, д.39" (извещение N 0343300009417000050).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из жалобы заявителя следует, что нарушение прав и законных интересов выразилось в неправомерном допуске ООО "СК Комфорт" к участию в электронном аукционе, вследствие чего данный участник признан победителем электронного аукциона. Заявитель полагает, что документы, представленные ООО "СК Комфорт" в составе второй части заявки, не соответствуют требованиям, установленным документацией электронного аукциона.
Представители заказчика представили письменные возражения по доводу, изложенному в жалобе. С доводом, изложенным в жалобе, не согласны.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка.
14.06.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте: "Вторая очередь поликлиники на 850 посещений в смену по адресу: г. Курган, 1-й мкр-н, д.39" (извещение N 0343300009417000050).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 29 766 282,34 рублей.
Заказчиком является ГБУ "Курганская поликлиника N 1".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0343300009417000050 от 03.07.2017 г. все заявки (N2, 3, 4, 5) признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем электронного аукциона признан ООО "СК Комфорт".
Заявке ООО "СК Комфорт" присвоен порядковый номер 2.
По мнению Заявителя, документы, подтверждающие соответствие ООО "СК Комфорт" установленным в документации требованиям, а именно требования в части наличия действующего свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) и наличие опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки работ.
Согласно п. 3.10 документации электронного аукциона в составе второй части заявки требуются, в том числе: действующее свидетельство СРО на допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В составе второй части заявки ООО "СК Комфорт" представлены, в том числе, следующие документы:
- копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N 2845 (в том числе о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);
- копия договора подряда N 12 от 29.12.2015 г., заключенного между ООО "СК Комфорт" и ПАО "Сбербанк" на выполнение работ по реконструкции/перепланировке помещений ДО N 8599/0294 Курганского отделения N 8599 ПАО "Сбербанк", цена работ - 17 596 823 рублей;
- копия акта приемки выполненных работ в полном объеме по объекту - дополнительный офис N 8599/0294 Курганского отделения N 8599 ПАО "Сбербанк" от 14.03.2016 г.
Таким образом, представленные ООО "СК Комфорт" во второй части заявки документы соответствуют законодательству и документации электронного аукциона.
Довод Заявителя признан необоснованным.
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В п. 3.10 документации электронного аукциона указано, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе, декларацию об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Данное требование установлено Заказчиком в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 31, п.2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Декларация ООО "СК Комфорт" не соответствует требованиям, установленным документацией, а именно содержит подтверждение отсутствия у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Таким образом, согласно декларации ООО "СК Комфорт", участник не соответствует требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что, в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе является основанием для отклонения заявки.
С учетом вышеизложенного, Заказчиком допущено нарушение п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном допуске участника закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнении работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из смысла указанной нормы и ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" определен Перечень видов работ, которые должны выполняться организациями, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - Перечень).
В документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки о предоставлении свидетельства о допуске на виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - свидетельство СРО) в соответствии с Перечнем: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство" (далее - генподряд).
Таким образом, участниками закупки могут являться организации, имеющими свидетельство СРО только на генподряд.
При этом, согласно п. 1.17 документации электронного аукциона, Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N 570) участник закупки, с которым будет заключен контракт (подрядчик), обязан самостоятельно без привлечения субподрядчиков исполнить не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
Часть из возможных видов работ, которые подрядчик должен исполнить самостоятельно (свайные работы, устройство фундаментов и оснований), относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, требуют наличия свидетельства СРО. В противном случае, требование Постановления Правительства РФ N 510 будет не выполнено.
Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что если предметом закупки являются работы, которые могут осуществляться только при наличии свидетельства СРО о допуске к их выполнению, заказчик обязан установить требование о наличии в заявке соответствующих свидетельств.
Заказчиком не предусмотрена возможность участия в электронносм аукционе лиц, не имеющих свидетельства СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 33 приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624), но в то же время имеющих свидетельство о допуске СРО на выполнении определенных видов работ, предусмотренных документацией электронного аукциона, что ограничивает количество потенциальных участников аукциона и является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
При описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик должен руководствоваться правилами, установленными п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Объектом закупки электронного аукциона N 0343300009417000050 является выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте: "Вторая очередь поликлиники на 850 посещений в смену по адресу: г. Курган, 1-й мкр-н, д.39".
Таким образом, юридическая природа контракта - оказание услуги по организации строительства.
При этом по результатам электронного аукциона между победителем и Заказчиком заключается контракт подряда на выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте: "Вторая очередь поликлиники на 850 посещений в смену по адресу: г. Курган, 1-й мкр-н, д.39"
Вместе с тем, п. 4.12 документации электронного аукциона установлен перечень и требования к основным строительным материалам.
П. 3.10 документации установлено, что первая часть заявки должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг первая часть заявки участника должна содержать согласие такого участника на оказание услуги.
Требование о предоставлении в первой части заявки характеристик материалов, используемых при оказании услуги в данном случае неприменимо, так как победитель аукциона не участвует в строительстве объекта, а лишь организует его.
Следовательно, предмет закупки и его описание противоречат между собой.
Таким образом, описание объекта закупки произведено Заказчиком с нарушением требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эквипмент Логистик Групп" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственное бюджетное учреждение "Курганская поликлиника N1" нарушение п.2 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном допуске участника электронного аукциона (извещение N 0343300009417000050).
3. Признать в действиях заказчика - Государственное бюджетное учреждение "Курганская поликлиника N1" нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об электронном аукционе требования о предоставлении свидетельства о допуске только на определенный вид работ в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Минрегионразвития N624 от 30.12.2009 г (33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство) (извещение N 0343300009417000050).
4. Признать в действиях заказчика - Государственное бюджетное учреждение "Курганская поликлиника N1" нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки (извещение N 0343300009417000050).
5. Выдать Заказчику -- Государственное бюджетное учреждение "Курганская поликлиника N1" предписание об устранении нарушений п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по организации строительства и строительно-монтажных работ на объекте: "Вторая очередь поликлиники на 850 посещений в смену по адресу: г. Курган, 1-й мкр-н, д.39" (извещение N 0343300009417000050).
6. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии: И.В.Гагарина
Заместитель председателя Комиссии: Т.В.Созонова
Члены Комиссии: Е.С.Никифорова
Е.А.Неклюдова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 17 июля 2017 г. N 05-02/196-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017