Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 июля 2017 г. N 06-670/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ИСПГРУПП" (далее также - ООО "ИСПГРУПП", заявитель): Семенов В.Р. (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Проектная фирма "ХОТ" (далее также - ООО ПФ "ХОТ", заявитель): Тарабукин А.В, (генеральный директор);
от конкурсной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, конкурсная комиссия): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности);
от заказчика администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - АМР "Хангаласский улус" РС(Я), заказчик): на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобы ООО "ИСПГРУПП", ООО ПФ "ХОТ" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция подъездной дороги к с.1-й Жемкон Хангаласского улуса" (изв. N 0116200007917004591), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "ИСПГРУПП", ООО ПФ "ХОТ" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция подъездной дороги к с.1-й Жемкон Хангаласского улуса" (изв. N 0116200007917004591).
В ходе заседания представители ООО "ИСПГРУПП" пояснили, что ими обжалуются действия конкурсной комиссии Госкомзакупок РС(Я) по отклонению заявки заявителя от участия в открытом конкурсе. По мнению заявителя, декларация, представленная в составе конкурсной заявки ООО "ИСПГРУПП", составлена надлежащим образом и свидетельствует о принадлежности ООО "ИСПГРУПП" к субъектам малого предпринимательства.
Представитель ООО ПФ "ХОТ" пояснил, что также не согласен с причиной отклонения заявки ООО ПФ "ХОТ" от участия в открытом конкурсе. По мнению заявителя конкурсная комиссия была не вправе отклонять заявку ООО ПФ "ХОТ" по причине отсутствия на ней печати Общества, поскольку печать проставлена непосредственно на самой конкурсной заявке, прошитой в составе тома документов, приложенных к заявке.
Поясняет, что при этом указанный том являет собой заявку, однако в конкурсной документации имеется Приложение N 2 "Заявка на участие в конкурсе", в соответствии с которой и была оформлена конкурсная заявка ООО ПФ "ХОТ".
В ходе заседания представитель Госкомзакупок РС(Я) с жалобами не согласилась, пояснила, что рассматриваемая закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, о чем в извещении о проведении закупки установлено соответствующее ограничение.
При этом в составе конкурсной заявки ООО "ИСПГРУПП" имелась декларация в которой было указано, что общество относится к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В связи с вышеизложенным, декларация данного участника закупки не позволяет определить к какой категории хозяйствующих субъектов относится участник закупки, что приводит к невозможности составления отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Относительно жалобы ООО ПФ "ХОТ" поясняет, что данным участником закупки представлена заявка, все листы которой прошиты, пронумерованы и скреплены подписью генерального директора Общества, но не скреплены печатью. Между тем, на некоторых листах заявки печать проставлена, что позволяет судить о ее наличии.
Указывает, что требования Закона о контрактной системе прямо указывает на необходимость скрепления печатью каждого тома заявки.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" - 29.05.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 468 940,00 руб.;
4) на участие в открытом конкурсе поступило 5 заявок от участников закупки;
5) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заявки участников закупки с регистрационными номерами КД-279 и КД-285 отклонены, заявки остальные участников закупки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации. Победителем открытого конкурса признан участник закупки с номером заявки участник с номером заявки NКД-286;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ИСПГРУПП" необоснованной на основании следующего.
Их жалобы следует, что заявителем обжалуются действия конкурсной комиссии Госкомзакупок РС(Я) по отклонению заявки заявителя от участия в открытом конкурсе.
По мнению заявителя, декларация, представленная в составе конкурсной заявки ООО "ИСПГРУПП", составлена надлежащим образом и свидетельствует о принадлежности ООО "ИСПГРУПП" к субъектам малого предпринимательства.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 названного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В соответствии с подпунктом и) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, декларацию о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого статьи предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 названной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Материалами дела установлено, что в извещении N 0116200007917004591 о проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция подъездной дороги к с.1-й Жемкон Хангаласского улуса" установлено ограничение относительно участия в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 1.5 подраздела 1 "Форма заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнению" раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 "Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации указано следующее: "Сведения, которые содержатся в заявках участников закупки, не должны допускать неопределенности или двусмысленного толкования".
Следовательно, участнику рассматриваемой закупки в составе конкурсной заявки надлежало представить декларацию, в которой указаны конкретные сведения о том, к какой категории хозяйствующих субъектов принадлежит участник закупки - к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Материалами дела установлено, что в составе заявки участника закупки с регистрационным номером КД-285 (ООО "ИСПГРУПП") имеется декларация следующего содержания: "Настоящей декларацией ООО "ИСПГРУПП" подтверждает, что является субъектом малого предпринимательства в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" или социально ориентированной некоммерческой организацией которая осуществляет в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона РФ от 12.01. 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и учредителями которой Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования не являются".
Между тем, по правилам русского языка слово "или" является союзом, выражающим альтернативу, и употребляется при соотнесении однородных членов предложения или целых предложений (по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга), указывая на необходимость выбора между ними.
При изложенных обстоятельствах, действия конкурсной комиссии по отклонению от участия в открытом конкурсе участника закупки ООО "ИСПГРУПП", не представившего в составе своей заявке конкретные сведения о принадлежности к одной из категорий хозяйствующих субъектов, являются правомерными и не противоречат положениям Закона о контрактной системе и конкурсной документации. Жалоба ООО "ИСПГРУПП" признается необоснованной.
Из жалобы ООО ПФ "ХОТ" следует, что заявитель также не согласен с причиной отклонения заявки от участия в открытом конкурсе. По мнению заявителя конкурсная комиссия не вправе была отклонять заявку ООО ПФ "ХОТ" по причине отсутствия на ней печати Общества, поскольку печать проставлена непосредственно на самой конкурсной заявке, прошитой в составе тома документов, приложенных к заявке.
Поясняет, что при этом указанный том являет собой заявку, однако в конкурсной документации имеется Приложение N 2 "Заявка на участие в конкурсе", в соответствии с которой и была оформлена конкурсная заявка ООО ПФ "ХОТ".
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, устанавливающей порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов;
з) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов;
и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;
5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона);
6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 названной нормы все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в открытом конкурсе представляет собой многосоставный документ, включающий в себя документы об участнике закупки, документы, подтверждающие соответствие участника закупки установленным требованиям и ограничениям, документы, подтверждающие соответствие поставляемого участником закупки товара/выполняемых им услуг или работ установленным требованиям, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.
При этом составные части заявки на участие в открытом конкурсе должны быть соединены друг с другом путем прошивки и скрепления прошитых частей заявки печатью (при наличии) и подписью должностного лица участника закупки/индивидуального предпринимателя.
Изложенное также следует из положений подразделов 1 "Форма заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнению" и 3 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 "Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации.
Как отмечено выше, в силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Материалами дела установлено, что заявка ООО ПФ "ХОТ" на участие в рассматриваемом открытом конкурсе представляет собой 375-страничный том, все листы которого пронумерованы, прошиты и соединены между собой, на оборотной стороне тома заявки имеется подпись генерального директора Тарабукина А.В., удостоверяющая количество пронумерованных и прошитых листов заявки, вместе с тем, заявка не скреплена печатью.
При этом вывод конкурсной комиссии Госкомзакупок РС(Я) о наличии у Общества печати является верным, поскольку на документах (стр. заявки), печать Общества имеется.
При изложенных обстоятельствах, действия конкурсной комиссии по отклонению от участия в открытом конкурсе участника закупки ООО ПФ "ХОТ", заявка которого не соответствует требованиям конкурсной документации о необходимости скрепления конкурсной заявки печатью юридического лица (при наличии), являются правомерными и не противоречат положениям Закона о контрактной системе и конкурсной документации. Жалоба ООО ПФ "ХОТ" признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ИСПГРУПП" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция подъездной дороги к с.1-й Жемкон Хангаласского улуса" (изв. N 0116200007917004591) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО ПФ "ХОТ" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция подъездной дороги к с.1-й Жемкон Хангаласского улуса" (изв. N 0116200007917004591) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 июля 2017 г. N 06-670/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2017