Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 июля 2017 г. N 06-682/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России),в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Виал" (далее - ООО "ТД "Виал", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Кобяйская центральная районная больница им. Тереховой М.Н." (далее также - ГБУ РС(Я) "Кобяйская ЦРБ", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения,
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу заявителяООО "ТД "Виал" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Кобяйская ЦРБ", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для обеспечения нужд Заказчика (ОМС) (изв. N 0116200007917005548),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "ТД "Виал" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Кобяйская ЦРБ", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для обеспечения нужд Заказчика (ОМС) (изв. N 0116200007917005548).
Из жалобы ООО "ТД "Виал" следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно описание объекта закупки.
По мнению заявителя требованиям, установленным в Описании объекта закупки по поставке лекарственного препарата в комплекте с растворителем и указанием на отсутствие побочных действий в виде комы, эпилептического статуса малых припадков, возможности развития суперинфекции, соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием Эфипим производства ОрхидХелскэр (подразделение ОрхидКемикалс энд Фармасьютикалс Лтд.) - Индия (NРУ ЛСР-002814/09).
Заявитель указывает на то, что действиями заказчика по необъективному описанию объекта закупки ограничено количество участников закупки.
Из письменных пояснений заказчика следует, что описание объекта рассматриваемой закупки установлено исходя из потребностей заказчика, сложившихся их клинической практики заказчика и является гарантией безопасности.
Наличие в комплекте с лекарственным препаратом растворителя позволяет избежать ошибок персонала при выборе растворителя для антибиотика, предотвращая тем самым риски аллергических, анафилактических, сердечно сосудистых, гнойно-некротических осложнений у пожилых пациентов и детей, а также снимает проблему различных сроков годности, установленных для лекарственного препарата и растворителя к нему, поскольку обе позиции производятся и упаковываются одновременно и имеют одинаковый срок годности и температурный режим хранения.
Требование об отсутствии побочных эффектов в виде комы, эпилептического статуса малых припадков, возможности развития суперинфекции также установлено исходя из специфики лечебного учреждения, ввиду большого количества пациентов пожилого возраста и детей, у которых при инфекции может наблюдаться атипичное течение заболевания.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласилась, поддержала позицию заказчика, а также указала, что тот факт, что заявитель не может поставить препарат, соответствующий требованиям описания объекта закупки, не может являться ограничением конкуренции и количества участников закупки, более того участники закупки не могут навязывать заказчику поставляемый ими товар, а также вмешиваться в хозяйственную деятельность заказчика.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" - 22.06.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 750 960,00 руб.;
4) на участие в закупке поступило две заявки.
5) по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе соответствующей признана заявка участника закупки с номером заявки 1, не соответствующей таким требованиям - заявка участника закупки с номером 2.
6) заявка единственного участника, допущенного к участию в электронном аукционе, признана соответствующей требованиям аукционной документации.
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ТД "Виал" необоснованной исходя из следующего.
По мнению заявителя требованиям, установленным в Описании объекта закупки по поставке лекарственного препарата в комплекте с растворителем и указанием на отсутствие побочных действий в виде комы, эпилептического статуса малых припадков, возможности развития суперинфекции, соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием Эфипим производства ОрхидХелскэр (подразделение ОрхидКемикалс энд Фармасьютикалс Лтд.) - Индия (NРУ ЛСР-002814/09).
Заявитель указывает на то, что действиями заказчика по необъективному описанию объекта закупки ограничено количество участников закупки.
Согласно части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару:
N п/п |
Международное непатентованное наименование или химическое, (группировочное) наименование |
Лекарственная форма, дозировка, первичная упаковка, количество лекарственной формы в первичной упаковке, количество первичной упаковки в потребительской упаковке, комплектность |
Функциональные, технические и качественные характеристики лекарственного препарата |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена из реестра ЖНВЛП от 04.05.2017 года |
1 |
Цефепим |
порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,0 г - флаконы (1) /в комплекте с растворителем: вода для инъекций (ампулы полиэтиленовые) 10 мл - 1шт./ - пачки картонные. |
Ампула для растворителя из пластика (полиэтилен) с линией разлома. Условия хранения: порошок при температуре до+25°С, приготовленный раствор 24 часа при комнатной температуре или 7 дней в холодильнике при температуре 2-8°С.Указание в инструкции: на отсутствие побочных действий в виде комы, эпилептического статуса малых припадков, возможности развития суперинфекции. Не должен быть противопоказан для применения с 2 месячного возраста. |
Уп |
1500 |
500,64 |
Установлены дополнительные требования о том, чтобы товарная позиция строго соответствовала по международномунепатентованномунаименованию или химическому (группировочному) наименованию, лекарственной форме, дозировке, функциональным, техническим и качественным характеристикам лекарственного препарата, а также о том, чтобы срок годности товара на момент поставки составлял не менее 14 месяцев
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Из пояснений заказчика следует, что установленные им требования о поставкелекарственного препарата в комплекте с растворителем и об отсутствии побочных действий в виде комы, эпилептического статуса малых припадков, возможности развития суперинфекции вызваны потребностью в предотвращении ошибок персонала при выборе растворителя для антибиотика и сокращении рисков аллергических, анафилактических, сердечно сосудистых, гнойно-некротических осложнений у пожилых пациентов и детей, удобством в использовании - при приобретении лекарственного препарата в комплекте с растворителем обе позиции производятся и упаковываются одновременно и имеют одинаковый срок годности и температурный режим хранения, а также установлены исходя из специфики лечебного учреждения, ввиду большого количества пациентов пожилого возраста и детей, у которых при инфекции может наблюдаться атипичное течение заболевания.
Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что устанавливая требования к поставляемому товару, заказчики исходили из потребностей пациентов лечебного учреждения.
Кроме того, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, требования, установленные заказчиком в Описании объекта закупки аукционной документации не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ТД "Виал" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Кобяйская ЦРБ", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для обеспечения нужд Заказчика (ОМС) (изв. N 0116200007917005548)необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии М.Н. Мохначевская
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 июля 2017 г. N 06-682/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017