Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 июля 2017 г. N 06-692/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Виренд Интернейшнл" (далее также - ООО "Виренд Интернейшнл", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Научно-практический центр "Фтизиатрия" (далее также - ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия", заказчик): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системе в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Виренд Интернейшнл" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку противотуберкулезных препаратов (изв. N 0116200007917004619), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Виренд Интернейшнл" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку противотуберкулезных препаратов (изв. N 0116200007917004619).
Из текста жалобы ООО "Виренд Интернейшнл" следует, что при рассмотрении вторых частей заявок аукционной комиссией неправомерно не применены положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также Постановление N 1289).
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель уполномоченного орана по доводам жалобы пояснила, что с жалобой заявителя не согласна, поскольку в электронном аукционе приняло участие 4 участника закупки, тремя из которых в составе второй части заявке представлен сертификат СТ-1, между тем, ООО "Медресурс", ООО "Виренд Интернейшнл" представлены недостоверные сведения в части соответствия установленному в пункте 29 части 1 "Информационная карта" аукционной документации ограничению, согласно которому участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства (далее также - СМП) или социально ориентированные некоммерческие организации (далее также - СОНО).
Следовательно отсутствуют две заявки с предложением к поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза. Двух разных производителей, в связи с чем, положения Постановления N 1289 не могут быть применены.
При таких обстоятельствах, аукционная комиссия уполномоченного органа заявки ООО "Медресурс" и ООО "Виренд Интернейшнл" признала несоответствующими требованиям аукционной документации на основании пункта 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с представлением недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных данными участниками закупки в подтверждение соответствия установленному ограничению, согласно которому участниками закупки могут быть только СМП или СОНО.
Просит признать жалобу необоснованной, а также выдать предписание о размещении протокола рассмотрения вторых частей заявок участников данной закупки от 07.07.2017 г. с учетом обнаруженной недостоверности сведений в заявках указанных участников закупки.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.05.2017 года;
2) в извещение о проведении закупки, аукционную документацию внесены изменения - 06.06.2017 г.
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 204 336,00 рублей;
5) на участие в электронном аукционе подано 4 заявки. Решением аукционной комиссии к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
6) предложения о цене контракта поступили от 4 участников электронного аукциона;
7) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Виренд Интернейшнл" необоснованной на основании следующего.
Как следует из текста жалобы, заявитель обжалует действия аукционной комиссии в части не применения в рамках данной закупки положений Постановления N 1289.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как установлено материалами дела, предметом данного электронного аукциона является поставка противотуберкулезных препаратов, а именно препарата с МНН "Теризидон".
Данный препарат включен в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год.
Постановление N 1289 применяется в отношении лекарственных препаратов, включенных в указанный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год.
Информация об установлении ограничения, предусмотренного Постановлением N 1289, содержится в извещении N 0116200007917004619 о проведении закупки, а также в пункте 34 части 1 "Информационная карта" аукционной документации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Из указанных положений следует, что Постановление N 1289 подлежит применению только при определенных условиях, указанных в пункте 1 данного постановления.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано четыре заявки.
Участниками с порядковыми номерами 2, 3, 4 к поставке предложен лекарственный препарат "Теризидон" российского происхождения, двух различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара.
В заявке с порядковым номером 1 указана информация о лекарственном препарате "Теризидон", страной происхождения которого является Индия.
Согласно пункту 29 части 1 "Информационная карта" аукционной документации следует, что в рамках данной закупки установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Представитель аукционной комиссии уполномоченного органа в ходе заседания Комиссии пояснила, что участниками закупки с порядковыми номерами 4 (ООО "Медресурс") и 2 (ООО "Виренд Интернейшнл") представлены недостоверные сведения в части соответствия установленному в пункте 29 части 1 "Информационная карта" аукционной документации ограничению, а именно согласно информации Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства участники закупки ООО "Медресурс" и ООО "Виренд Интернейшнл" относятся к субъектам среднего предпринимательства, что не соответствует требованиям аукционной документации.
При таких обстоятельствах, заявки ООО "Медресурс" и ООО "Виренд Интернейшнл" подлежит признанию несоответствующими требованиям аукционной документации на основании пункта 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с представлением недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных данными участниками закупки в подтверждение соответствия установленному ограничению, согласно которому участниками закупки могут быть только СМП или СОНО.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае, Постановление N 1289 применению не подлежит, в связи с чем, нарушений в действиях аукционной комиссии в части не применения положений указанного постановления не усматривает.
Таким образом, довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения, жалоба признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Так во исполнение указанных норм в извещении N 0116200007917004619 о проведении закупки, а также в пункте 29 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому участниками данной закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 7 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, участниками закупки с порядковыми номерами 4 (ООО "Медресурс") и 2 (ООО "Виренд Интернейшнл") в составе вторых частей заявок представлены декларации об их принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
Между тем, как установлено ранее, участники закупки с порядковыми номерами 4 (ООО "Медресурс") и 2 (ООО "Виренд Интернейшнл") согласно информации Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства данные участники закупки относятся к категории субъектов среднего предпринимательства, что не соответствует требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу N0116200007917004619-3 от 27.06.2017 г. заявки участников закупки ООО "Медресурс" и ООО "Виренд Интернейшнл" признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации.
В ходе заседания Комиссии, представитель уполномоченного органа пояснила, что факт несоответствия указанных участников требованиям аукционной документации был установлен 07.07.2017 г., после проведения процедуры подведения итогов электронного аукциона.
Частью 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Между тем, Комиссией установлено, что на момент рассмотрения дела согласно сведениям с официального сайта ЕИС, заявки участников закупки ООО "Медресурс" и ООО "Виренд Интернейшнл" признаны соответствующими требованиям аукционной документации,
Таким образом, аукционной комиссией уполномоченного органа нарушена часть 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Виренд Интернейшнл" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку противотуберкулезных препаратов (изв. N 0116200007917004619) необоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я), нарушившей часть 6.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 июля 2017 г. N 06-692/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2017