Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 5 июля 2017 г. N 104
Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: И.М. Хамчиев - главный государственный инспектор Управления;
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев - государственный инспектор Управления;
К.Х. Бекбузаров - главный специалист эксперт Управления;
в присутствии представителя уполномоченного органа - Отдел государственных закупок Министерства финансов Республики Ингушетия (далее - Уполномоченный орган) - Хаутиева З.С. (доверенность N1326/16 от 14.04.2017 г.); заявителя - Открытое акционерное общество "Назрановский хлебозавод" (далее - Заявитель) - генерального директора Машхоева М.Х.; Плиевой Т.М. (доверенность N159 от 14.06.2017 г.); от заказчика - ГБУ "Троицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - Заказчик) - Мальсагова Х.Х. (директор);
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) Заказчика и Уполномоченного органа при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0114200000117000715 на поставку продуктов питания (далее - ЭАN0114200000117000715) выразившиеся в нарушении статей 64 и 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения правил описания объекта закупки, проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0114200000117000715.
Согласно жалобе Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки (по позициям технического задания 7,17,21, 24, 27, 31, 44, 37, 39). Кроме того, в информационной карте документации установлено, что в течении трех дней со дня заключения контракта к поставке необходимы талоны или топливные карты, в то время как предметом закупки является поставка продуктов питания.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что по его мнению порядок отбора не нарушен и заявка заявителя отклонена правомерно.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 21.06.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 606 965,54 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 29.06.2017 г. в 09:00;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 01.07.2017 г.
В силу статьи 64 Закона о контрактной системе документация по электронному аукциону в числе прочего должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В ходе исследования технического задания Комиссия приходит у выводу, что по ряду пунктов нарушены правила описания объекта закупки.
Так, по пункту 31 указывается что необходимый к поставке товар (молоко) должен быть длительного хранения без указания срока годности и расшифровки, что подразумевается под "длительным хранением".
По позиция 21, 31 и 39 к качестве единицы измерения указаны одновременно литр и кубический дециметр (1 литр равен 1 кубическому дециметру) через знак ";", в то время как согласно инструкции пот заполнению заявки при указании показателей через знак ";" необходимо выбрать один из вариантов. Указание единицы измерения таким образом вводит в заблуждение участников закупки и может привести к ограничению количества участников закупки.
По позиции 44 к поставке необходим следующий товар: "Виноград сушенный (изюм), Кишмиш, в зависимости от ампелографических сортов и способов обработки сушеный виноград (полуфабрикат и готовый продукт) вырабатывают следующих видов: кишмиш (сояги, сабза, бедона, шигани); изюм (светлый, окрашенный); авлон. Вместе с тем, в техническом задании по данному пункту нет дается возможность выбора, так как изюм указан в скобках. Согласно же инструкции по заполнению заявки указанные в скобках параметры не подлежат изменению.
По позиции 37 к поставке необходим следующий товар: "Фасоль, однотонная красная - удлиненно-цилиндрическая, примерно длиной 10-12 мм, толщиной 5 мм". Вместе с тем, согласно ГОСТ 7758-75 удлиненно-цилиндрическую форму имеет фасоль коричневая или желтая.
Кроме того, согласно пунктов 3.1, 3.2 информационной карты документации "Наименование и описание объекта закупки. Краткое изложение условий Контракта" необходима поставка талонов или топливных карт в течении 3-х дней после заключения контракта, в то время как согласно извещения, общей части документации и технического задания предметом закупки является поставка продуктов питания.
2. В ходе проведения внеплановой проверки также установлено нарушение статей 8 и 64 Закона о контрактной системе в части установления остаточного срока годности в процентном соотношении без указания срока годности товара, выраженном в неделях, месяцах, годах и т.д. или с привязкой к определенной дате. Так, в пункте 2.2. проекта контракта установлено, что срок годности поставляемых товаров должен составлять на момент передачи не менее 70% от общего установленного срока годности на каждое наименование.
По мнению Комиссии Управления, требование заказчика об остаточном сроке годности, выраженные в процентах, может повлечь за собой установление неравных условий для производителей и поставщиков, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок. Кроме того, указание заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого товар (продукты питания) должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой продукты питания должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции. Аналогичный вывод содержится также и письме ФАС России от 24 мая 2017 г. N ИА/34601/17.
В силу статей 33, 63 и 64 Закона о контрактной системе документация по электронному аукциону в числе прочего должна содержать срок годности товара. При этом, при подготовке документации Заказчик должен руководствоваться общими принципами заложенными в Закон о контрактной системе, одним из которых является принцип обеспечения конкуренции, предусмотренный статьей 8 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя - Открытое акционерное общество "Назрановский хлебозавод" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статей 8, 64 и 33 Закона о контрактной системе в части неправомерного допуска заявки.
3. Выдать предписание об устранении нарушений статей 8, 64 и 33 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу.
Председатель комиссии: И.М. Хамчиев
Члены комиссии: К.Х. Бекбузаров
М.М. Халмурзиев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОНКУРСНОЙ, АУКЦИОННОЙ ИЛИ КОТИРОВОЧНОЙ КОМИССИИ, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 5 июля 2017 г. N 104
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2017