Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 20 июля 2017 г. N 08/10-143
Резолютивная часть решения объявлена 18.07.2017 г.
Изготовлено в полном объеме 20.07.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, вр.и.о. руководителя Калмыцкого УФАС России,
Тумудова Н.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Джоников А.М. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
при участии представителя:
Уполномоченного органа - Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия, Уланова М.В., доверенность от 12.07.2017 г.,
в отсутствие представителей:
заказчика - Администрация Ергенинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия;
заявителя - ИП Черняк Г.Е.,
рассмотрев в открытом заседании жалобу Индивидуального предпринимателя Черняк Г.Е. на положения документации аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Сельский дом культуры по адресу: Республика Калмыкия, Кетченеровский район, п.Ергенинский", реестровый номер извещения N 0105200000217000691.
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 11.06.2017 г. поступила жалоба ИП Черняк Георгия Евгеньевича (далее - Заявитель) на положения документации аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту "Сельский дом культуры по адресу: Республика Калмыкия, Кетченеровский район, п.Ергенинский", Заказчик - Администрация Ергенинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, реестровый номер извещения N 0105200000217000691.
Заявитель указывает, что Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа не согласен с доводами жалобами, представил письменные возражения.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все представленные сведения и документы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, приходит к следующим выводам:
26.06.2017 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0105200000217000691 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Сельский дом культуры по адресу: Республика Калмыкия, Кетченеровский район, п.Ергенинский".
Заказчик - Администрация Ергенинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 135 626 (двадцать шесть миллионов сто тридцать пять миллионов шестьсот двадцать шесть) рублей 00 копеек.
Дата и время срока окончания подачи заявок (время местное) - 12.07.2017 г. 08:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 14.07.2017 г.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 17.07.2017 г.
1. Заявитель указывает: "в приложении к аукционной документации "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, использующихся при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требования" в позиции 82 "Краска масляная" указано: Массовая доля пленкообразующего вещества - не более 13,5 %. Массовая доля летучих веществ - не менее 4%. Краска должна быть - густотертая, масляная, цветная. В аукционной документации (в прикрепленном файле "ГОСТ.docx") установлено требование о соответствии предлагаемых материалов нормативным документам, в том числе ГОСТ 8292-85. Исходя из п. 4.4. ГОСТ 8292-85, массовую долю летучих веществ и пленкообразующего вещества определяют по ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ. Согласно ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия" данные показатели определяют в результате испытаний в лабораторных условиях определенной партии краски на соответствующем оборудовании, которое отсутствует у поставщика. Считаем, что заказчиком установлены избыточные требования в позиции 82 "Краска масляная", нарушающие правило объективного характера описания объекта закупки. Таким образом, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Следовательно, действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что в табл. 2 ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия" установлены показатели: массовая доля пленкообразующего вещества, массовая доля летучих веществ. Данные требования являются обязательными.
Согласно п.2 ГОСТ 9980.1-86 "Материалы лакокрасочные правила приемки"
2. Документ о качестве должен содержать следующие данные:
наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак или только его товарный знак;
наименование, марку и цвет материала, сорт;
массу нетто;
номер партии;
дату изготовления;
результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии материалов требованиям нормативно-технической документации;
вид тары и количество единиц упаковки в партии;
обозначение нормативно-технического документа.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело N АКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом довод заявителя находит свое подтверждение, Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки состава административного правонарушения, установленные ч.4.2. ст. 7.30 КоАП РФ.
2. По доводу жалобы по позиции 1 "Гвоздь строительный тип 1".
Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что Заказчиком в позиции 1 "Гвоздь строительный тип 1" указано: Диаметр стержня - не менее 3 мм. Вид головки должна быть - коническая. Длина гвоздя - не менее 90 и не более 130 мм. Тип гвоздя должен быть - строительный.
В инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), установлено требование о соответствии предлагаемых материалов действующим редакциям нормативных документов, в том числе ГОСТ 4028-63.
Согласно таблице 2 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", гвозди длиной "не менее 90 и не более 130 мм" имеют минимальное значение диаметра стержня 3,5 мм.
Таким образом, Заказчик, установив в технической части характеристики по позиции 1 "Гвоздь строительный тип 1", не соответствующие положениям ГОСТ 4028-63, допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. По доводу жалобы по позиции 109 "Раствор строительный тип 3".
Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что Заказчиком в позиции 109 "Раствор строительный тип 3" указано: Тип раствора должен быть - легкий. Средняя плотность раствора - не более 1510 кг/м3
В инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), установлено требование о соответствии предлагаемых материалов действующим редакциям нормативных документов, в том числе ГОСТ 28013-98.
В соответствии с п.4.12. ГОСТ 28013-98 Средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3
- тяжелые растворы................................................................. ................. 1500 и более
- легкие растворы................................................................. .................... менее 1500.
Таким образом, Заказчик, установив в технической части характеристики по позиции в позиции 109 "Раствор строительный тип 3", не соответствующие положениям ГОСТ 28013-98 допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. По доводу жалобы по позиции 110"Труба стальная водогазопроводная тип 3".
Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что Заказчиком указано: Выдерживаемое гидравлическое давление трубы должно быть - 2,4 МПа. Категория трубы должна быть - легкая или усиленная или обыкновенная.
Согласно ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" трубы усиленные должны выдерживать гидравлическое давление 3,1 МПа (32 кгс/см2)
Таким образом, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом от 12.07.2017 г. на участие в аукционе поступила одна заявка, признана соответствующей.
Заявитель ИП-Черняк Е.Г. не подавал заявки на участие в аукционе.
Комиссией Калмыцкого УФАС России принято решение предписание не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Учитывая вышеизложенное на основании ч.8 ст.106 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию Ергенинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия нарушившим п.2 ч. 1 ст. 31, п.1 ч.1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Тумудова Н.В.
Джоников А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 20 июля 2017 г. N 08/10-143
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2017