На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)рассмотрев обращение ООО "МТ-Медикал" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях КГКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик), Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением оборудования по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск" (номер извещения 0119200000116007281) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного орган при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в полном объёме, ранее выданное Комиссией ФАС России от 07.03.2016 по делу N К-152/17
(далее - Предписание).
2. Документация об Аукционе ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукцион Заказчик, Уполномоченный орган действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 738 191 577 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 13.04.2017;
7) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 3 участников Аукциона;
8) минимальное предложение о цене контракта - 4 406 518 166,54 рублей;
9) победителем Аукциона признано ООО "Монолитстрой" с предложением о цене контракта 4 406 518 166,54 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ранее выданное Комиссией ФАС России от 07.03.2016
по делу N К-152/17.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
07.03.2016 Комиссией ФАС России по делу N К-152/17 по результатам рассмотрения жалобы ООО "УСК "Сибиряк" в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлен объем закупаемых товаров, работ, услуг, предъявляемые к ним функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, а также наличие признаков на неправомерное объединение в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, в связи с чем, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым, Заказчику, Уполномоченному органу, предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом Решения от 07.03.2016 по делу N К-152/17; Оператору электронной площадки предписано, в том числе, назначить время проведения Аукциона, уведомить участников Аукциона о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
Срок исполнения предписания - 21.03.2017.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Предписание исполнено, внесены изменения в документацию об Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 07.03.2016 по делу N К-152/17.
На заседании Комиссии представитель ООО "МТ-Медикал" сообщил, что положения действующей редакции документации об Аукционе неправомерно предусматривают поставку "чистых боксов", которые по существу являются медицинским оборудованием.
В соответствии с приложением N 1 к контракту "Описание объекта закупки. Ведомость объемов работ" документации об Аукционе в рамках объекта предусмотрены строительно-монтажные работы, результатом выполнения которых является "устройство чистых помещений", которые выполняются в соответствии с локально сметным расчетом 02-01-024, и именуются в дальнейшем как "чистые боксы". В соответствии с Приложением N 1 к контракту "Описание объекта закупки. Ведомость объемов работ" в рамках выполнения работ по "чистым боксам" необходимо выполнить исключительно строительно-монтажные работы (настилка линолеума, облицовка пола керамической плиткой, прокладка труб водопровода, окраска стен и т.д.).
Вместе с тем в соответствии с проектно-сметной документацией, в том числе с томом ККВК-1-2-01-ИОС7.1 и локально-сметным расчетом 02-01-024 проектно-сметной документации в рамках объекта закупки предусмотрена поставка оборудования, именуемое как "чистые бокса" от производителя АО "Верфау", согласно которым "чистые боксы" имеют различную стоимость в зависимости от поставляемого оборудования.
Таким образом, в соответствии с Приложением N 1 к контракту "Описание объекта закупки. Ведомость объемов работ" документации об Аукционе в рамках "чистых боксов" выполняются исключительно строительно-монтажные работы, при этом в соответствии с положениями проектно-сметной документации необходимо осуществить поставку оборудования, именуемое как "чистые бокса" от производителя АО "Верфау" которое является медицинским оборудованием.
Принимая во внимание указанное противоречие, Комиссии не предоставляется возможным определить описание объекта закупки в отношении "чистых боксов", поскольку из положений документации в соответствии с Приложением N 1 к контракту "Описание объекта закупки. Ведомость объемов работ" в рамках "чистых боксов" выполняются исключительно строительно-монтажные работы, при этом в соответствии с положениями проектно-сметной документации необходимо поставить комплекс оборудования именуемый как "чистый бокс" производителя АО "Верфау".
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе противоречивые сведения в отношении объекта закупки, не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, согласно объектному сметному расчету ОС-02-01, локальной смете 02-01-024, размещенной в составе документации об Аукционе, общая стоимость позиций "чистых боксов" (позиции 74-117 Раздела 1 сметы 02-01-024) составляет 303747,05 тыс. рублей (в ценах 2001 года), что с учетом коэффициента 3,58, указанного в ССР, - 1 087 414,44 тыс. рублей (в ценах II квартала 2016 года), что в свою очередь составляет 22,4 % от начальной (максимальной) цены контракта. Кроме того, "чистые боксы" включены в раздел сметы 02-01-024.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию). Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительными работами.
Следует также учесть, что для участия в электронном аукционе на выполнение строительных работ к участникам закупки в соответствии с требованиями постановления Правительства N 99 предъявляются дополнительные обязательные требования о наличии опыта строительных работ в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены проводимого электронного аукциона. Следовательно, чем выше начальная (максимальная) цена контракта, тем большим обязательным опытом следует обладать участникам аукциона (то есть в случае увеличения начальной (максимальной) цены контракта путем включения в объект закупки оборудования, закупка которого функционально и (или) технологически не связана с закупкой строительных работ, участники такого аукциона будут обязаны представить сведения о большем опыте выполнения именно строительных работ).
Согласно сведениям государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, ведение которого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 615 осуществляет Росздравнадзор, изделия с наименованием "чистый бокс" не зарегистрированы в качестве медицинских изделий. Вместе с тем, в качестве медицинского изделия в Реестре содержатся сведения о медицинских изделиях - модуль медицинский климатизированный (чистое помещение) различных производителей.
Комиссией рассмотрена информация, размещенная в сети "Интернет", например, на сайте http://www.laminar.ru, где указано, что: "чистые помещения собираются модульным методом и исполняются по принципу "помещение в помещении", а их назначение определяет конкретную комплектацию и конструктивные решения. Комплексный подход_предполагает, что на стадии проектирования, изготовления и монтажа модуль помещения оснащается элементами инженерных систем. Предприятие изготавливает эти элементы, уже адаптированные под стерильные условия, и устанавливает их в конструкцию комплексов в заводских условиях. Точный состав оборудования определяется проектом".
Комиссия приходит к выводу, что чистые помещения могут изготавливаться в заводских условиях и впоследствии собираться модульным методом на объекте, а также, что конкретная комплектация зависит от назначения таких помещений.
Следует отметить, что в документации об Аукционе "чистые боксы" включены в раздел сметы 02-01-024 с наименованием "медицинское оборудование". Согласно письму АО "Верфау" от 01.03.2016, включенному в "Том 11.3.3_Прайсы. Книга 3" документации об Аукционе, чистые боксы "Верфау" имеют регистрационное удостоверение изделия медицинского назначения.
Кроме того, из положительного заключения экспертизы КГАУ "ККГЭ" N 24-1-1-3-0134-16, утвержденного 28.12.2016, следует, что основанием для разработки проектной документации, в том числе, является письмо Министерства здравоохранения Красноярского края от 28.12.2016 N 71/11-07/20173 по оптимизированному перечню медицинского оборудования с учетом уменьшения стоимости помещений "чистые боксы", наименование которого указывает на то, что в помещениях "чистых боксов" наличествует медицинское оборудование.
Учитывая изложенное, Комиссия обращает внимание на недопустимость объединения в один объект закупки выполнения строительных работ, технологически и функционально не связанных с поставкой оборудования, в том числе медицинского.
2. В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 03.05.2017 по делу N ВП - 149/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 3 мая 2017 г. N ВП-149-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017