Решение Федеральная антимонопольная служба от 4 мая 2017 г. N 432 РЕШЕНИЕ
по делу К-443/17 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
04.05.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Регион-Строй" (далее - Заявитель) на действия Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик), при проведении ООО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Отводящие трубопроводы от Измайловской канализационной насосной станции (1 пусковой комплекс)" по адресу: районы Измайлово, Преображенское, Соколиная гора, ВАО города Москвы (номер извещения 0173200001416001942) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
В документации об Аукционе неправомерно установлены в требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели химического и компонентного состава товаров, а также показатели результатов испытания таких товаров.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 747 879 663 рубля;
4) дата окончания подачи заявок - 10.05.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели химического и компонентного состава товаров, а также показатели результатов испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом Комиссией установлено, что в ряде пунктов Приложение к документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить в составе первых частей заявки на участие в Аукционе сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, так например:
"14. Щебень из естественного камня. ГОСТ 8267-93:
- Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимых в щелочах: не более 50 ммоль/л;
- Насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание, число циклов 15; 10 цикл;
- Насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание: потеря массы после испытания: Не более 10 %;
- Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: сульфаты (гипс, ангидрит) и сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3: Не более 1.5 % по массе;
- Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы 0*_50* % по массе;
- Потеря массы при испытании щебня на дробимость в любом состоянии 14-34 %;
- Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: угля и древесных остатков не более 1.0 % по массе;
- Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: свободные волокна асбеста не более 0.25 % по массе;
- Число циклов при испытаниях на замораживание-оттаивание 150; 50; 100; 300; 200 цикл;
- Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: галоидных соединений (галит, сильвин и др., включая водорастворимые хлориды) в пересчете на ион хлора не более 0.1 % по массе;
- Содержание зерен слабых пород в щебне не более 15 % по массе;
- Полный остаток на контрольном сите с отверстиями диаметром 0,5(d+D), где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен 30-60 % по массе;
- Замораживание-оттаивание: потеря массы после испытания
не более 5 %;
- Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: пирит не более 4.0 % по массе;
25. Шпатлевка эпоксидная. ГОСТ 28379-89.
- Время высыхания до степени 4 при температуре (20_2) °С
не более 24 ч.;
- Срок годности шпатлевки при температуре (20_2) °С не менее 1 ч.;
- Эластичность шпатлевочного покрытия при изгибе не более 50 мм.;
- Прочность шлатлевочного покрытия при ударе на приборе типа У-1 не менее 40 см.;
- Массовая доля нелетучих веществ шпатлевочной пасты не менее 90 %;
- Расход диэтилентриамина для отверждения шпатлевки 3.0 _ 0.2 на 100.0 _ 0.2 шпатлевочной пасты; не используется г.;
- Условная вязкость шпатлевочной пасты, разбавленной растворителем при температуре (20,0 _ 0,5) °С, по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм 30*-50*; не нормируется;
- Время высыхания до степени 4 при температуре 65-70 °С не более 7 ч.;
- Расход 50%-ного раствора гексаметилендиамина в этиловом спирте для отверждения шпатлевки 8.5_0.2 на 100.0_0.2 шпатлевочной пасты г.;
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава материалов, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких материалов (не ограничиваясь приведенными примерами). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что в документации об Аукционе состав второй части заявки на участие в Аукционе соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
а) Пунктом 4 "Кабели силовые с пропитанной бумажной изоляцией.
ГОСТ 18410-73" Приложения к документации об Аукционе установлены следующие требования к товару:
"Допустимая температура нагрева жил кабеля при перегрузке и токе короткого замыкания: не более 200 °С"
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Таблицей 18 ГОСТ 18410-73 установлены следующие положения:
Длительно допустимая температура нагрева жил кабелей, °С Максимально допустимая температура нагрева жил кабеля, °С
Номинальное напряжение кабеля, кВ одножильных или в отдельной оболочке по каждой изолированной жиле с поясной изоляцией при токе короткого замыкания при перегрузке
1 80 80 250 105
6 - 80/65* 200 105/90*
10 - 70/60* 200 90/80*
20 и 35 65 - 130 -
Таким образом, в соответствии с ГОСТ 18410-73 кабели имеют конкретные показатели в отношении максимально допустимой температуры нагрева жил кабеля как при токе короткого замыкания, так и при перегрузке.
Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены значения показателей , поскольку участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели соответствующие требованиям документации об Аукционе, которые в свою очередь будут противоречить требованиям ГОСТ 18410-73. Так например, заявка участника закупки, указавшего в составе первой части заявки допустимую температуру нагрева жил кабеля при перегрузке и токе короткого замыкания: 130 °С, будет соответствовать требованиям документации об Аукционе, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 18410-73, поскольку указанное значение не предусмотрено при перегрузке.
б) Пунктом пункте 8 "Трубы напорные из полиэтилена. ГОСТ 18599-2001" Приложения к документации об Аукционе установлены следующие требования к товару:
"Коэффициент снижения максимального рабочего давления при температуре транспортируемой по трубопроводу воды [до 20 °С], [от 21 °С до 25 °С], [от 26 °С до 30 °С], [от 31 °С до 35 °С], [от 36 °С до 40 °С]: от 0.62* до 1.00*;
Композиция полиэтилена: ПЭ 63; ПЭ 80; ПЭ 100".
В соответствии с инструкцией
"В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Таблицей А1 ГОСТ 18599-2001 установлены следующие положения:
"Рабочая температура воды, °С Коэффициент снижения давления для труб из
ПЭ 32 ПЭ 63 ПЭ 80, ПЭ 100
До 20 1,00 1,00 1,00
21-25 0,82 0,90 0,93
26-30 0,65 0,81 0,87
31-35 0,47 0,72 0,80
36-40 0,30 0,62 0,74
Комиссией установлено, что в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать коэффициент снижения давления при температуре транспортируемой по трубопроводу воды [до 20 °С], [от 21 °С до 25 °С], [от 26 °С до 30 °С], [от 31 °С до 35 °С], [от 36 °С до 40 °С] со значениями 0.62 до 1.00, при этом указав композицию полиэтилена ПЭ 100, которое будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ 18599-2001, в соответствии с которым, значение показателя коэффициент снижения давления соответствует значению 0.74 до 1.00.
в) Пунктом 12 "Портландцемент. ГОСТ 10178-85. ГОСТ 30515-2013" Приложения к документации об Аукционе установлены следующие требования к товару:
"Обозначение цемента: [ПЦ-Д20], [ПЦ-Д5]; [ПЦ-Д20]; [ПЦ-Д5]; [ПЦ-Д0], [ПЦ-Д5]; [ПЦ-Д0], [ПЦ-Д20];
Вид по вещественному составу: Портландцемент (без минеральных добавок), портландцемент с добавками (с активными минеральными добавками не более 20%); портландцемент с добавками (с активными минеральными добавками не более 20%)".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Таблицей 1 ГОСТ 10178-85 установлены следующие положения:
Обозначение
вида цемента Активные минеральные добавки, % по массе
всего в том числе
доменные гранулированные и электротермофос-форные шлаки осадочного происхождения, кроме глиежа прочие активные, включая глиеж
ПЦ-Д0 Не допускаются
ПЦ-Д5 До 5 включ. До 5 включ. До 5 включ. До 5 включ.
ПЦ-Д20,
ПЦ-Д20-Б Св. 5 до 20 До 20 включ. До 10 включ. До 20 включ.
ШПЦ,
ШПЦ-Б Св. 20 до 80 Св.20 до 80 До 10 включ. До 10 включ.
Комиссией установлено, что пункт 12 Приложения к документации об Аукционе содержит значения показателей, при указании которых в заявке, такие показатели будут соответствовать требованиям документации об Аукционе, но не будут соответствовать требованиям ГОСТ 10178-85.
г) Пунктом 16 "Блоки бетонные. ГОСТ 13579-78" Приложения к документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены следующие требования к товару:
"Поверхности блоков: Лицевая, предназначенная под отделку керамическими плитками, укладываемыми по слою раствора, нелицевая, невидимая в условиях эксплуатации; лицевая, предназначенная под окраску, нелицевая, невидимая в условиях эксплуатации; лицевая, неотделываемая, нелицевая, невидимая в условиях эксплуатации;
Категория поверхностей блоков: От А3* до А7*"
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 2.12 ГОСТ 13579-78 установлены следующие категории бетонной поверхности блоков:
A3 - лицевой, предназначенной под окраску;
А5 - лицевой, предназначенной под отделку керамическими плитками, укладываемыми по слою раствора;
А6 - лицевой неотделываемой;
А7 - нелицевой, невидимой в условиях эксплуатации".
Таким образом, пункт 16 Приложения к документации об Аукционе содержит значение показателей, при указании которых в заявке, такие
показатели будут соответствовать требованиям документации об Аукционе, но не будут соответствовать требованиям ГОСТ 10178-85.
д) Пунктом 22 "Изол. ГОСТ 10296-79. ГОСТ 30402-96" Приложения к документации об Аукционе установлены следующие требования к товару:
"Наименование Изол: без полимерных добавок; изол с полимерными добавками;
Марка: [И-БД]; [И-ПД]".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с
Таблицей N 1 ГОСТ 10296-79 установлены следующие положения:
Марки Наименование Общая площадь рулона, м
Справочная масса рулона, кг
И-БД Изол без полимерных добавок 10_0,5
15_0,5 24
36
И-ПД Изол с полимерными добавками 10_0,5
15_0,5 24
36
Следовательно, пункт 22 Приложения к документации об Аукционе содержит значение показателей, при указании которых в заявке, такие показатели будут соответствовать требованиям документации об Аукционе, но не будут соответствовать требованиям ГОСТ 10296-79.
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать значение характеристики показателя, которое будет соответствовать положениям инструкции, но противоречить требованиям ГОСТ.
Указанные в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" настоящего пункта действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам по позициям 4, 8, 12, 16, 22 Приложения к документации об Аукционе, при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕГИОН-СТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 04.05.2017 по делу N К-443/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 4 мая 2017 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017