Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Аитова Руслана Сайяровича (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию системы кондиционирования зданий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", расположенных по адресу: г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1, стр. 3 (номер извещения 0373100037617000013) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя, а именно - Daikin.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 869 563,31 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 05.05.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
По мнению Заявителя, установленные в Техническом задании требования по весу, ширине, высоте, глубине соответствуют продукции одного производителя, а именно: Daikin.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данные требования к габаритам и весу кондиционерного оборудования установлены в соответствии с потребностью Заказчика и обусловлены ограниченной площадью рабочих мест в помещении Заказчика.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили что согласно характеристикам, указанным на сайтах производителей, в совокупности требованиям к кондиционерному оборудованию, установленным Заказчиком в документации об Аукционе, соответствуют товары нескольких производителей, а именно: Fujitsu, Mitsubishi, Daikin.
При этом, представители Заявителя на заседание Комиссии явку не обеспечили, и в письменных пояснениях от 04.05.2017 не представили доказательства, подтверждающие, что требования к габаритам и весу кондиционерного оборудования, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На заседании комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, так например:
"п. 36. Припой: должен состоять из меди, серебра и фосфора. Должен быть предназначен для соединения (спайки) меди и медных сплавов. Плотность от 8399 до 8501 кг/м.куб. Температура плавления 640-810 °С. Прочность на разрыв согл. DIN EN 12797(качественная характеристика, влияющая на прочностные свойства шва, не нормируемая национальными стандартами), МПа, не менее 250";
"п. 21. Гофрированная гибкая или особо гибкая труба: должна быть предназначена для прокладки и защиты изолированных проводов и кабелей в электрических установках [или] в коммуникационных системах электроснабжения напряжением до 1000* В переменного тока и/или 1500 В постоянного тока. Степень защиты IP по ГОСТ 14254 >44. Серия трубы должна быть лёгкая или средняя при прочности, Н, (силе сжатия) [не менее] 320 на 5 см. Диапазон температур при монтаже гофрированных труб должен быть не уже чем -5...+60 °С. Внешний диаметр трубы должен быть 25 мм, внутренний от 18.0 до 18.5 мм. Гофротруба должна иметь металлический зонд".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказания услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров.
Кроме того, в Инструкции документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование:
"Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ 30804.3.122013 (п.1, п.49, п.55), Оценка энергетической эффективности и сертификация кондиционеров воздуха (п.1, п.49, п.55), Директива 2014/68/EU (применение данного стандарта обусловлено необходимостью обеспечения установки безопасного товара с использованием хладагента, работающего под давлением (в части показателей, не нормируемых по национальным стандартам)) (п.1, п.49, п.55), ГОСТ 10348
80 (п.17), ГОСТ 26963
86 (п.3, п.4, п.56), ГОСТ 55012
2012 (п.1, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), EN12735
2 (п.5 - п.9) (применение данного стандарта обусловлено требованием к совместимости по наружным диаметрам труб с оборудованием, соответствующим потребностям заказчика, не нормируемым по национальным
стандартам), ГОСТ Р 54671 2011 (п.1, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ 27570.0
87 (п.1, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ 22270
76 (п.1, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ Р 52084
2003 (п.1, п.2, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ Р 51524
2012 (п.1, п.2, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 020/2011 (п.1, п.2, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ Р 55012
2012 (п.1, п.49, п.55), ГОСТ 32111.1
2013 (п.1, п.2, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ IEC 60335
2
40
2010 и ГОСТ IEC 60335
1
2015 (п.1, п.2, п.3, п.4, п.49, п.55, п.56), ГОСТ 22483
2012 (п.17 - п.19, п.24, п.25, п.50, п.52, п.53) , ГОСТ 31565
2012 (п.18, п.19, п.50), ГОСТ 31996
2012 (п.18, п.19, п.50), ГОСТ Р МЭК 61386.1
2014 (п.20. п.21, п.51, п.57), ГОСТ Р 50827.3
2009 (п.22), ГОСТ 32126.1
2013 (п.22), ГОСТ 31602.1
2012 (п.23), ГОСТ 31195.2.3
2012 (п.23), ГОСТ 31195.1
2012 (п.23), ГОСТ Р 50030.2
2010 (п.24, п.25, п.53), ГОСТ Р 50345
2010 (п.24, п.25, п.53), ГОСТ 8509
93 (п.29), ГОСТ 19738
2015 (п.36), ГОСТ 32415
2013 (п.37 - п.41), DIN 975 (п.45), ГОСТ 1759.0
87 (п.46), ГОСТ 9293
74 (п.47), ГОСТ 50030.3
2012 (п.52), ГОСТ IEC 60947
1
2014 (п.52), ГОСТ 7798
70 (п.61); ГОСТ 7805
70 (п.61), ГОСТ 5927
70 (п.62); ГОСТ 5915
70 (п.62)".
В тоже время, не представляется возможным соотнести список ГОСТов с показателями, установленными в Технической документации об Аукционе.
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика (исполнителя).
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Аитова Руслана Сайяровича необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 05.05.2017 N К-476/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральная антимонопольная служба от 5 мая 2017 г. N К-476-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017